Его называли главным керамистом Белгородской области. И действительно, он был одним из тех, кто возродил в регионе производство борисовской керамики, работая на протяжении двадцати лет на фабрике главным художником.
Народный мастер
Юрий Петрович Агафонов родился 10 мая 1939 года в городе Чистополь, расположенном на левом берегу реки Камы (Татарстан). Военное детство прошло в Нижнем Новгороде, тогда еще Горьком. После школы юноша отправился на комсомольскую стройку. Так он попал на строительство железной дороги Сталинск — Абакан. Первая рабочая профессия — электромонтер-высоковольтник испытательной станции на участке «Половина — Слюдянка» Восточно-Сибирской железной дороги. Но молодой человек чувствовал тягу к творчеству — ему хотелось стать художником.
Выпускник Абрамцевской школы
Стаж живописца был начат на Чистопольском судоремонтном заводе, затем Агафонов работал художником-оформителем на энергоучастке Южной железной дороги. В 1963 году 24-летний Юрий поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова на отделение художественной керамики. «Абрамцевская школа и сейчас сохранила свои лучшие традиции. А тогда нам повезло застать некоторых преподавателей, которые если не сами были учениками великих создателей этого уникального творческого «гнезда» (Врубеля, Поленова, Серова, Васнецова), то учениками их прямых учеников, -рассказывал Юрий Петрович. — И мы в полной мере узнавали не только все тайны гончарного ремесла, но и очень серьезно изучали композицию, рисунок, живопись, даже анатомию».
По окончании училища в 1968 году с дипломом мастера-художника Агафонова направили на Рамонский промкомбинат в Воронежской области. Там Юрий Петрович становится настоящим профессионалом -мастером по росписи художественной керамики.
Через два года ему поступило предложение от руководства Борисовской фабрики художественной керамики. Предприятие нуждалось в художнике, хорошо знающем специфику народных промыслов и гончарного искусства. Главной задачей стал выпуск изделий, отражающих историю района и области. Здесь мастерство и стремление к возрождению утраченных традиций гончарного ремесла Юрия Петровича пришлись ко двору. Первым делом новый художник ознакомился с экспозициями музеев, обратился за помощью к историкам-краеведам, собрал
образцы старинной белгородской керамики. Фабрика начала выпуск сувениров и декоративно-утилитарных изделий на основе местного колорита. Успех последовал незамедлительно — в 1972 году Борисовская фабрика стала участницей выставки народных промыслов в Москве на ВДНХ, а Юрий Петрович был награжден медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР.
Борисовская земля издавна славилась традициями не только гончарного ремесла, но и лозоплетения. Даже в советские времена в поселке существовал кустарный цех по производству изделий из лозы. Заинтересовавшись этой народной техникой, Агафонов освоил ее, создал первые образцы работ, в которых керамика органично сочеталась с лозой.
Начинание мастера получило одобрение областного художественного совета по декоративно-прикладному искусству и Московского научно-исследовательского института художественной промышленности. Керамика в обрамлении лозы, хранящая тепло рук мастера и тепло родной земли, надолго стала фирменным стилем изделий Борисовской фабрики.
Признание
В 1975 году Юрий Петрович был назначен главным художником фабрики. Вскоре на работу были приглашены несколько выпускниц Абрамцевского художественно-промышленного училища — Екатерина Безрукав-никова, Елена Бекетова, Елена Кардеева, Ирина Семихина. Благодаря молодому пополнению на фабрике был создан экспериментальный участок по выпуску малосерийных и уникальных единичных изделий.
Прошло совсем немного времени, и Агафонов получил командировку в Болгарию для ознакомления с народными промыслами, затем — в Румынию для обмена опытом. В 1980 году Юрий Петрович был награжден дипломом Всероссийской выставки-смотра изделий народных художественных промыслов. В 1983 году он получил диплом победителя во Всероссийском соцсоревновании среди работников ведущих профессий отрасли и вторую бронзовую медаль ВДНХ. 1984 год принес Юрию Петровичу диплом ВЦСПС за участие во Всесоюзной выставке произведений декоративно-прикладного искусства художников и мастеров народного творчества. А спустя два года он был удостоен диплома выставки «Производствен-
ному быту — забота и внимание» в Москве. В копилке наград Юрия Петровича — медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда». За сорок два года, с 1970-го по 2012-й, он участвовал в тридцати девяти художественных выставках — всесоюзных, зональных, областных, международных. Всего же за годы работы на Борисовской фабрике Юрием Петровичем были созданы и внедрены в производство более двухсот образцов художественных изделий.
Фабричный кабинет Агафонова напоминал маленький музей. Две стены с полками от пола до потолка, плотно уставленные его произведениями, казалось, объединили все стили, направления, краски, доступные гончарному искусству. А ведь это была только часть его авторских работ. Многое хранилось дома, многое было раздарено…
Душа художника — в работах
Традиционно мы представляем изделия из глины коричневого цвета. Но Юрий Петрович, всю жизнь экспериментируя с окислами металлов, добивался удивительного разноцветья. В создании сервизов у него был свой художественный метод, придававший каждому набору посуды индивидуальный запоминающийся образ. В декоративных тарелках, подсвечниках, вазах для полевых цветов Агафонов проявлял себя как настоящий фантазер и затейливый импровизатор. Но главное — во всех его изделиях есть все, что необходимо настоящему мастеру: высочайшее владение ремеслом, полет творческой мысли и безграничная любовь к материалу, с которым он работал более сорока лет. Не зря Юрий Петрович получил заслуженное звание «Народный мастер Белгородской области».
Агафоновские «интонации» заметны в работе его учеников и последователей. К нему приезжали учиться мастера из всех районов, молодые профессиональные ху-
дожники. А в последние годы, перебравшись в Белгород, Юрий Петрович напрямую занялся педагогикой. Он вел студию при воскресной школе Смоленского собора и в областном Доме ремесел Белгородского центра народного творчества на базе БГТУ имени В.Г.Шухова. К Юрию Петровичу приходило очень много желающих — дети, молодежь, семейные пары.
Агафонов не только занимался непосредственно деятельностью по разработке и внедрению керамических изделий, но и был активным общественником: участвовал в художественной самодеятельности, пел, редактировал стенгазету, создал при фабрике художественный совет и сам был членом областного совета по декоративно-прикладному искусству. Но когда Юрий Петрович подал заявление в Союз художников, ему отказали. Мастер обиды не затаил, но больше речи об этом не заводил. Особо того не афишируя, живописью он продолжал заниматься, и в 2009 году впервые представил свои акварельные работы публике.
10 февраля 2014 года этого замечательного, светлой и доброй души человека не стало.
Пословица говорит: не боги горшки обжигают. Но именно по-настоящему увлеченные, талантливые мастера раскрывают уникальные возможности глины. Такие, как Юрий Петрович Агафонов. Большую часть своей жизни он посвятил этому замечательному материалу, о котором мог говорить часами с неизменным восторгом и теплотой: «Керамика — это предмет, которому я не изменяю. Глина еще и лечит. Вот берешь в руки кусок глины и забываешь обо всем: о том, что в мире творится, что цены растут, про болезни…»
Маргарита ТЕРЁХИНА,
сотрудник отдела краеведческой
литературы универсальной научной
библиотеки