Сфера ЖКХ остается в центре внимания многих горожан. Ответить на некоторые вопросы мы попросили куратора партийного проекта «единороссов» «Школа грамотного потребителя» Любовь Кирееву.
— Любовь Петровна, не утихают споры по поводу взимания с собственников жилья комиссионного сбора при оплате жилищно—коммунальных услуг. В региональный департамент ЖКХ и различные надзорные ведомства по этому поводу продолжают поступать жалобы и обращения граждан. Насколько правомерно взимание комиссии за услуги ЖКХ через платежных банковских агентов?
— Взимание комиссии с потребителей услуг предусмотрено нормами федерального закона о национальной платежной системе (см. №161-ФЗ от 27.06.2011 г.). Прокуратура области совместно с управлением Роспотребнадзора проверили правомерность взимания комиссионного сбора при оплате услуг ЖКХ и не выявили каких-либо нарушений. Дополнительные разъяснения можно получить, обратившись с 9 час. до 18 час. к дежурному прокурору областной прокуратуры.
Напомню, что комиссионный сбор не имеет какого-либо отношения к услугам ЖКХ, а является сугубо банковским платежом. Размер комиссии устанавливается каждой кредитно-финансовой организацией по своему усмотрению. Между тем существует общий принцип. Минимальный комиссионный сбор взимается при безналичной форме оплаты с использованием банковской карты, мобильного банка либо через автоплатеж. При внесении наличных средств через банкомат либо терминал размер комиссии увеличивается. К слову,
в кассах ООО «Регионплат» комиссионный сбор составляет 2% от суммы платежа. Наибольшая комиссия (до 3%) начисляется при оплате наличными деньгами кассиру в отделении кредитно-банковской организации. Без комиссионного сбора оплата принимается за конкретные услуги в офисах ресурсоснабжающих организаций и управляющей компании.
Выбор места и формы оплаты принадлежит потребителю и зависит от его предпочтений.
Отмечу, что на территории нашего региона внедряется проект по созданию единой платежной системы жилищно-коммунальных услуг. В Белгородской области будет образовано единое информационное пространство с общими подходами и правилами. В настоящее время единая платежная система услуг ЖКХ находится в стадии проработки. Она призвана повысить качество финансового обслуживания владельцев жилья.
— Читатели газеты интересуются,необходимо ли хранить квитанции по оплате услуг ЖКХ и на протяжение какого времени?
— Делать это целесообразно, поскольку при возникновении спорных моментов всегда можно обратиться к поставщику услуг ЖКХ и провести сверку. Хранить квитанции следует на протяжение трех лет.
— Любовь Петровна, полгода продолжается переход на новую систему обращения с ТКО. Горожане по—разному оценивают результаты этой масштабной реформы. Каково ваше мнение по этому вопросу?
— Новая система обращения с мусором реализуется региональным оператором, в качестве которого выступает Центр экологической безопасности. Данная организация отвечает за весь процесс сбора, вывоза и утилизации ТКО (см. №89-ФЗ от 24.06.1998 г.). Транспортная компания «Экотранс», работающая на рынке этих услуг 17 лет, является главным перевозчиком отходов. Содержание контейнерной площадки находится в зоне ответственности конкретной управляющей компании. При этом исправные контейнеры для ТБО должен предоставить Центр экологической безопасности.
Некоторые горожане уверяют, что в результате реформы порядка стало меньше. Не могу согласиться с этим утверждением.
Действительно, на начальном этапе программы возникало непонимание между коммунальщиками, что приводило к срывам графика вывоза мусора и содержанию контейнерных площадок в ненадлежащем состоянии. В настоящее время схема обращения с ТКО отработана почти на семьдесят процентов. За последние недели значительных срывов графика в микрорайонах города не зафиксировано.
Подчеркну, что без участия и помощи собственников жилья нельзя рассчитывать на быстрое реформирование системы обращения с ТКО. Следует осуществить переход на раздельный сбор мусора. Задача
эта непростая. На территории Белгорода расположены 305 контейнерных площадок. Сейчас на раздельный сбор мусора перешли жители 52 многоквартирных домов, использующих 18 контейнерных площадок. Своим практическим опытом могут поделиться председатели советов домов, которые находятся по адресу: Гражданский проспект, 5, Свято-Троицкий бульвар, 1, пр. Славы, 76/9, ул. Костюкова, 12 и ул. Губкина, 44а. Помочь белгородцам, которые решили перейти на дуальный сбор мусора, готовы управляющие компании, Центр экологической безопасности, а также администрация города.
— Стимулом к переходу на раздельный сбор мусора является снижение тарифа на вывоз ТКО. Когда собственники жилья, перешедшие на эту систему, смогут увидеть уменьшенную сумму в своих платежках за ЖКХ?
— Жителям 16 многоэтажек, использующим пять контейнерных площадок, перерасчет на 7% в сторону понижения тарифа за ТКО сделан в мае. Владельцы квартир остальных 36 многоквартирных домов, которые перешли на раздельный сбор мусора, начнут получать подобные платежки со следующего месяца.
Беседовала Елена ФЕДОРОВА