До последнего снаряда

До последнего снаряда

До последнего снаряда

«До последнего снаряда, до последнего дыхания.

Героическое сражение танкистов на подступах к городу

Подвиг

Этот подвиг был совершен в первый год войны. Но без него, как и без множества таких же проявлений мужества и героизма, не пришел бы к нам великий День Победы.

боевую машину на немецкие окопы. КВ смял два орудия, затем выехал на проез­жую дорогу, по которой двигались гитле­ровские войска. Танк давил вражеских сол­дат и крушил технику. Лисенков подбил два и заставил отступить три немецких танка. В КВ попал вражеский снаряд, от сильного удара двигатель заглох, машина оказалась обездвижена. Два часа Горелик и Лисенков вели огонь из неподвижного танка. Кончи­лись снаряды, танкисты стали отбиваться гранатами. По всей вероятности, гитлеров­цы предлагали им сдаться, но советские воины так и не открыли люк. Тогда обо­злённые враги подожгли окружённый танк, Лисенков и Горелик сгорели заживо. В своём последнем сражении они подавили гусеницами восемь орудий, три миномёта, несколько пулемётов, уничтожили до взво­да немецкой пехоты.

Шёл октябрь 1941 года, почти четыре месяца продолжалась Великая Отече­ственная война. Несмотря на упорное со­противление Красной армии, гитлеровские войска продолжали продвигаться вглубь нашей страны. 19 октября 1941 года враг пришёл на белгородскую землю, к 21 октя­бря были захвачены Борисовка, Грайворон, Ракитное, Красная Яруга, завязались бои на подступах к Белгороду. Однако овла­деть городом сходу противник не смог. За­хватчикам противостояли части 21-й армии Юго-Западного фронта. Под Белгородом сражались 1-я гвардейская стрелковая ди­визия генерал-майора И. Н. Руссиянова и 1-я отдельная танковая бригада полковника А. М. Хасина. Командованием фронта была поставлена задача — задержать продвиже­ние гитлеровцев, чтобы дать возможность 21-й армии создать новый оборонительный рубеж по Северскому Донцу.

Героически сражались советские танки­сты. 22 октября возле села Стрелецкое на своей «тридцатьчетверке» несколько раз водил в атаку взвод танков заместитель по­литрука роты Федор Самохвалов. Под его командованием взвод уничтожил пять вра­жеских танков, миномётную батарею, две противотанковые пушки и до роты пехоты. Гитлеровцы развернули на окраине села орудия, танк Самохвалова был подбит. Од­нако танкисты до последнего продолжали вести огонь по врагу. Самохвалов и его то­варищи погибли смертью храбрых. Молодо­му политработнику было 25 лет.

23 октября враг подтянул свежие силы и вклинился в оборону советских войск. Тан­ковая бригада получила приказ атаковать прорывавшуюся к Белгороду немецкую группировку. Наши части были измотаны в боях, многие боевые машины повреждены. Тем не менее, все исправные танки вступи­ли в сражение с превосходящими силами гитлеровцев.

С некоторым опозданием вступили в бой три танка, находившиеся на ремонте. Одной из машин — тяжёлым танком КВ ко­мандовал лейтенант Николай Лисенков, водителем в его экипаже был воентехник 2-го ранга Соломон Горелик. КВ первым переправился через Везёлку по деревянно­му мостику, который сразу же после этого обрушился. Два других танка остались на противоположном берегу, экипаж Лисенко-ва оказался один на один с врагом. Не дав противнику опомниться, Горелик направил

Весьма примечательной была биогра­фия Горелика. Соломон Аронович родился

7  июля 1913 года в Бобруйске в семье ев­рея-кожевника. По свидетельству близких, с детства его отличали смелость, реши­тельность и любознательность. Особенно интересовали его электротехника и механи­ка. В родном городе он окончил шесть клас­сов семилетней школы, а затем профтех-ническую школу металлистов, где получил специальность токаря-инструментальщика.

8  17 лет Горелик покинул Бобруйск и пере­брался в Ленинград. Там он недолго рабо­тал токарем на граммофонной фабрике. В 1931  году он по комсомольской путёвке был направлен в Красную армию. Его дальней­шая жизнь была неразрывно связана с Во­оружёнными силами. Сначала он учился в школе авиационных техников имени К.Е. Ворошилова, потом перевёлся в бронетан­ковую школу, которую успешно окончил в

1932 году. В 1934 году прошёл бронетанко­вые курсы усовершенствования командно­го состава РККА. После этого С.А. Горелик служил танковым техником учебного танко­вого полка в 6-й отдельной танковой бри­гаде имени С. М. Кирова. В апреле 1938 г. стал начальником мастерских боепитания бригады. Как один из лучших танкистов

Ленинградского военного округа Горелик участвовал в первомайском военном па­раде на Красной площади 1938 года. Он продолжал повышать свою квалификацию, окончив в 1939 году курсы усовершенство­вания командного состава при 2-м Сара­товском танковом училище. В августе 1939 года стал воентехником 2-го запасного тан­кового батальона Ленинградского военного округа. С.А. Горелик принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Он занимался транспортировкой танков на Карельский перешеек и эвакуировал с фронта подбитые машины.

С первых дней Великой Отечественной войны Горелик сражался на фронте. Он был помощником командира роты по техниче­ской части, под огнём противника вывозил повреждённые танки с поля боя, на месте устранял мелкие поломки. Неоднократно он в качестве командира машины ходил в атаки. В июле 1941 года в бою под городом Шепетовка Каменец-Подольской (Хмель­ницкой) области уничтожил 4 противопехот­ные пушки, 6 миномётов, более 2 взводов вражеской пехоты. В сентябре 1941 года под городом Богодухов Харьковской обла­сти Соломон Горелик подавил гусеницами своего танка несколько пулемётных гнёзд, вывел из строя 8 немецких орудий и 3 ми­номёта. «Во всех боях товарищ Горелик своим героическим примером увлекал за собой в бой остальные танковые экипажи. Он всегда в атаках был только впереди», -так характеризовало его командование.

В тот роковой день — 23 октября 1941 года — с противоположного берега Везелки за последним боем экипажа КВ наблюдал командир танковой роты лейтенант В.Д. Се-нюк. Он вёл огонь по вражеским позициям, но помочь своим товарищам не мог. Сенюк составил донесение и представление к на­граждению. В наградном листе было отме­чено: «… товарищ Горелик до последнего снаряда, до последнего дыхания, не щадя своей жизни, бил фашистов и вместе с эки­пажем и с танком сгорел».

27 декабря Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР Соломону Ароновичу Горелику и Федору Николаевичу Само-хвалову посмертно было присвоено зва­ние Героев Советского Союза. Лейтенант Николай Петрович Лисенков получил одну из высших наград СССР — орден Красного Знамени. Всех погибших воинов похорони­ли в братской могиле в селе Стрелецком. С.А. Горелик стал одним из первых военнослужащих евреев, удостоенных звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

После войны на братской могиле в селе Стрелецком были установлены кирпичный обелиск высотой 4,5 метра с пятиконечной звездой и железная ограда. 10 января 1958 года решением Белгородского областно­го Совета депутатов трудящихся воинское захоронение было отнесено к памятникам истории. Однако подвиг танкистов на какое-то время был забыт. Первым был увекове­чен Ф. Н. Самохвалов. 21 апреля 1965 года Белгородский городской Совет переимено­вал в его честь улицу Бугроватую.

8  1960-е годы в средней школе села Стрелецкое началось создание музея 1-й отдельной танковой бригады (к тому вре­мени получившей наименование 6-я гвар­дейская Краснознаменная Сивашская от­дельная танковая бригада), начался сбор сведений о героях-танкистах.  16 ноября 1971 года Стрелецкий сельский Совет при­своил имя С.А. Горелика новой улице в селе. 24 ноября 1972 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР вместе с частью села Стрелецкого улица Горелика вошла в черту Белгорода. Стрелецкая средняя школа стала школой № 33 города Белгорода, её красные следо­пыты продолжали поисковую работу.

9 сентября 1973 года в день танкиста на обелиске была установлена мемориальная доска: «Здесь похоронены Герои Советско­го Союза заместитель политрука Ф.Н. Са­мохвалов и воентехник 2-го ранга С.А. Го­релик». В 1974 году в сборнике «Место подвига — Белгородщина» был опубликован очерк о С. А. Горелике и Ф. Н. Самохвалове, написанный   начальником   Белгородского областного архивного отдела А. П. Чичен-ковым.

Однако по причине недостатка докумен­тальных свидетельств о событиях 1941 года возникла некоторая путаница, по­явившаяся из-за сходства двух подвигов. Вплоть до начала 1980-х годов считалось, что Ф. Н. Самохвалов и С. А. Горелик на­ходились вместе в одном танке и погибли в горящей машине 23 октября 1941 г. Эта легенда нашла отражение в монументе, установленном на братской могиле в 1984 году — два объятых пламенем танкиста (авторы памятника — скульптор Д.Ф. Горин, О.И. Власов и А.П. Филатов). Незадолго до установки скульптурной композиции, 29 сентября 1983 г., по решению Белгород­ского областного Совета братская могила была принята под государственную охрану. Сегодня мемориал на улице Сумской явля­ется объектом культурного наследия регио­нального значения.

Много потерь принёс нашей стране су­ровый 1941 год. Впереди было несколько тяжелейших военных лет. Труден и тернист был путь к победе. Но без подвигов, совер­шённых в то непростое время, без ратного труда наших воинов не наступил бы и по­бедный 1945 год.

Александр ПЧЕЛИНОВОБРАЗУМОВ,

главный специалист

государственного архива

Белгородской области