Основатель отечественной флейтовой школы родился на Белгородчине
Исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Ивановича Платонова, известного российского и советского флейтиста, педагога, профессора, композитора, искусствоведа.
В семье Платоновых все были увлечены музыкой. Отец Иван Алексеевич, несмотря на прозаическую профессию бухгалтера, играл на скрипке, мама Анна Федоровна была прекрасной пианисткой. Любовь к музыке передалась детям. Старший сын увлекался игрой на виолончели, преподавал музыку в гимназии, позднее стал профессиональным дирижером. Сестра играла на рояле.
Вскоре семья переехала в Корочу, где Коля поступил в классическую гимназию. Учился хорошо, успевал на отлично в точных науках, легко давались немецкий и французский языки. Когда в 1906 году умер отец, мальчик помогал семье тем, что подрабатывал репетиторством с отстающими учениками.
В свободное от занятий время Николай уходил в лес или на реку. Корочан-ские пейзажи способствовали пробуждению творческого дарования юноши. Он с успехом играл в гимназическом оркестре. Начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано, романсы, вальсы.
Однако музыка воспринималась лишь как страстное увлечение. Николай хотел заниматься общественной деятельностью. В 1915 году он поступил на юридический факультет Московского университета, где, помимо изучения специальных предметов, увлекался философией и медициной. Учась в университете и не будучи профессиональным музыкантом, Н. Платонов уже состоял в Союзе оркестровых музыкантов, а в 1918 году стал членом нового советского профсоюза Всерабис (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств).
К сожалению, окончить университет не получилось — из-за внезапной смерти матери пришлось вернуться в Новый Оскол,
Будущий основатель советской флейтовой школы родился в 1894 году в Новом Осколе, уездном городе тогда еще Курской губернии, работал учителем в Ново-оскольской музыкальной школе. До наших дней сохранилось это одноэтажное кирпичное здание по улице Воровского: семь окон на фасаде, деревянный мезонин, который и служил квартирой Николаю Ивановичу.
Очарование флейты
Еще в школьные годы гимназический товарищ подарил ему старую флейту, и она словно зачаровала будущего музыканта. Звук флейты — легкий и воздушный, как будто с нотками волшебства, действи-
где он начал преподавать в открывшейся в городе музыкальной школе.
Время было неспокойное: в России шла Гражданская война. Летом 1919 года Белгородчину захватили белогвардейцы под командованием генерал-лейтенанта Деникина. Н. Платонов был мобилизован в Красную армию, но вскоре по состоянию здоровья исключен из военной службы. Он вернулся к преподавательской деятельности, уже окончательно понимая, что не мыслит своей жизни без музыки.
Призвание
Ради своего призвания Н. Платонов уехал из родного Нового Оскола в столицу, теперь уже навсегда. Он окончил Московскую консерваторию по классу флейты. Учился у замечательного педагога В.В. Кречмана, у профессора В.В. Цыби-на. Он много и упорно занимался, иногда играя по десять часов в день, приучая себя к жесткой творческой дисциплине.
Выпускник консерватории в 1927 году поступил в оркестр Большого театра, где стал солистом, затем — в оркестр Всесоюзного радио. Одновременно учился на композиторском факультете.
В консерватории произошла встреча молодого флейтиста с Сергеем Васильевичем Розановым, известным музыкантом, одним из основоположников советской школы игры на духовых инструментах. Н. Платонов оставил работу в оркестре и по совету Розанова начал педагогическую деятельность. Преподавал в главных музыкальных вузах страны — Московской консерватории и музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
Имя Платонова стало известным в те годы и на Западе. Его приглашали в жюри зарубежных международных музыкальных смотров и конкурсов. Его ученики участвовали в международных фестивалях, стажировались в Парижской консерватории. Свой педагогический и теоретический опыт мастера он обобщил в докторской диссертации на тему «Пути развития исполнительского мастерства на флейте».
Платонов сочинял музыку во многих жанрах как крупной формы (опера «Лейтенант Шмидт», балет «Оринэ», музыка к драматическим спектаклям, увертюра для симфонического оркестра, поэмы, со-
Знаменитые земляки
наты и концерты для различных инструментов в сопровождении фортепиано или оркестра), так и камерные сочинения — вокальные произведения, пьесы для духовых инструментов.
Он продолжал работать до последнего дня жизни. Во время болезни уже не мог ни писать, ни читать, поэтому корректуру «Двадцати этюдов для флейты соло» делал на слух. Этюды играли, а Николай Иванович, заметив ошибку, останавливал исполнителя и просил исправить текст.
Благодарная память потомков
Его музыкальное наследие популярно и в наши дни. Юные — и не только — дарования часто обращаются к его творчеству.
Н. Платонов — автор музыкальных учебников, по которым учатся многие поколения студентов консерватории. Его «Школа игры на флейте» 1933 года, выдержавшая девять переизданий, до сих пор является главным учебником для начинающих флейтистов. В методическую музыкальную копилку вошли учебные пособия «Техника игры на флейте» и «Методика обучения игре на флейте».
Его заслуги в развитии советского музыкального искусства и музыкальной педагогики отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалями, званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Николай Платонов умер в 1967 году, похоронен в Москве.
Память о выдающемся земляке увековечена на родной земле. С 2003 года Новооскольская школа искусств носит его имя. В 2017 году школа стала победителем общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств». В этом же году в Новом Осколе состоялся XV фестиваль духовой музыки, посвященный памяти выдающегося флейтиста.
Узнать больше о знаменитом земляке можно в отделе краеведческой литературы или на электронных ресурсах, доступных на сайте универсальной научной библиотеки.
Ксения БЕЛОУСЕНКО,
главный библиотекарь отдела
краеведческой литературы
универсальной научной библиотеки