Жизнь в музыке Николая Платонова

Основатель отечественной флейтовой школы родился на Белгородчине

Исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Ивановича Платонова, известного российского и советского флейтиста, педагога, профессора, композитора, искусствоведа.

В семье Платоновых все были увле­чены музыкой. Отец Иван Алексеевич, несмотря на прозаическую профессию бухгалтера, играл на скрипке, мама Анна Федоровна была прекрасной пианист­кой. Любовь к музыке передалась детям. Старший сын увлекался игрой на вио­лончели, преподавал музыку в гимназии, позднее стал профессиональным дири­жером. Сестра играла на рояле.

Вскоре семья переехала в Корочу, где Коля поступил в классическую гимназию. Учился хорошо, успевал на отлично в точных науках, легко давались немецкий и французский языки. Когда в 1906 году умер отец, мальчик помогал семье тем, что подрабатывал репетиторством с от­стающими учениками.

В свободное от занятий время Нико­лай уходил в лес или на реку. Корочан-ские пейзажи способствовали пробужде­нию творческого дарования юноши. Он с успехом играл в гимназическом оркестре. Начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано, романсы, вальсы.

Однако музыка воспринималась лишь как страстное увлечение. Николай хотел заниматься общественной деятельно­стью. В 1915 году он поступил на юриди­ческий факультет Московского универси­тета, где, помимо изучения специальных предметов, увлекался философией и медициной. Учась в университете и не будучи профессиональным музыкантом, Н. Платонов уже состоял в Союзе орке­стровых музыкантов, а в 1918 году стал членом нового советского профсоюза Всерабис (Всесоюзный профессиональ­ный союз работников искусств).

К сожалению, окончить университет не получилось — из-за внезапной смерти ма­тери пришлось вернуться в Новый Оскол,

Будущий основатель советской флей­товой школы родился в 1894 году в Новом Осколе, уездном городе тогда еще Кур­ской губернии, работал учителем в Ново-оскольской музыкальной школе. До наших дней сохранилось это одноэтажное кир­пичное здание по улице Воровского: семь окон на фасаде, деревянный мезонин, ко­торый и служил квартирой Николаю Ива­новичу.

Очарование флейты

Еще в школьные годы гимназический товарищ подарил ему старую флейту, и она словно зачаровала будущего музы­канта. Звук флейты — легкий и воздушный, как будто с нотками волшебства, действи-

где он начал преподавать в открывшейся в городе музыкальной школе.

Время было неспокойное: в России шла Гражданская война. Летом 1919 года Белгородчину захватили белогвардейцы под командованием генерал-лейтенанта Деникина. Н. Платонов был мобилизован в Красную армию, но вскоре по состоя­нию здоровья исключен из военной служ­бы. Он вернулся к преподавательской де­ятельности, уже окончательно понимая, что не мыслит своей жизни без музыки.

Призвание

Ради своего призвания Н. Платонов уехал из родного Нового Оскола в столи­цу, теперь уже навсегда. Он окончил Мо­сковскую консерваторию по классу флей­ты. Учился у замечательного педагога В.В. Кречмана, у профессора В.В. Цыби-на. Он много и упорно занимался, иногда играя по десять часов в день, приучая себя к жесткой творческой дисциплине.

Выпускник консерватории в 1927 году поступил в оркестр Большого театра, где стал солистом, затем — в оркестр Всесо­юзного радио. Одновременно учился на композиторском факультете.

В консерватории произошла встреча молодого флейтиста с Сергеем Васи­льевичем Розановым, известным му­зыкантом, одним из основоположников советской школы игры на духовых инстру­ментах. Н. Платонов оставил работу в ор­кестре и по совету Розанова начал педа­гогическую деятельность. Преподавал в главных музыкальных вузах страны — Мо­сковской консерватории и музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Имя Платонова стало известным в те годы и на Западе. Его приглашали в жюри зарубежных международных музы­кальных смотров и конкурсов. Его уче­ники участвовали в международных фе­стивалях, стажировались в Парижской консерватории. Свой педагогический и теоретический опыт мастера он обобщил в докторской диссертации на тему «Пути развития исполнительского мастерства на флейте».

Платонов сочинял музыку во многих жанрах как крупной формы (опера «Лей­тенант Шмидт», балет «Оринэ», музыка к драматическим спектаклям, увертюра для симфонического оркестра, поэмы, со-

Знаменитые земляки

наты и концерты для различных инстру­ментов в сопровождении фортепиано или оркестра), так и камерные сочинения — во­кальные произведения, пьесы для духо­вых инструментов.

Он продолжал работать до последнего дня жизни. Во время болезни уже не мог ни писать, ни читать, поэтому корректу­ру «Двадцати этюдов для флейты соло» делал на слух. Этюды играли, а Николай Иванович, заметив ошибку, останавливал исполнителя и просил исправить текст.

Благодарная память потомков

Его музыкальное наследие популярно и в наши дни. Юные — и не только — даро­вания часто обращаются к его творчеству.

Н. Платонов — автор музыкальных учеб­ников, по которым учатся многие поколе­ния студентов консерватории. Его «Школа игры на флейте» 1933 года, выдержавшая девять переизданий, до сих пор являет­ся главным учебником для начинающих флейтистов. В методическую музыкаль­ную копилку вошли учебные пособия «Тех­ника игры на флейте» и «Методика обуче­ния игре на флейте».

Его заслуги в развитии советского му­зыкального искусства и музыкальной пе­дагогики отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалями, званием за­служенного деятеля искусств РСФСР.

Николай Платонов умер в 1967 году, по­хоронен в Москве.

Память о выдающемся земляке уве­ковечена на родной земле. С 2003 года Новооскольская школа искусств носит его имя. В 2017 году школа стала победите­лем общероссийского конкурса «50 луч­ших детских школ искусств». В этом же году в Новом Осколе состоялся XV фести­валь духовой музыки, посвященный памя­ти выдающегося флейтиста.

Узнать больше о знаменитом земляке можно в отделе краеведческой литерату­ры или на электронных ресурсах, доступ­ных на сайте универсальной научной би­блиотеки.

Ксения БЕЛОУСЕНКО,

главный библиотекарь отдела

краеведческой литературы

универсальной научной библиотеки

Exit mobile version