Сто лет назад по всей России 1 мая стало государственным праздником. Но отмечали его совсем не так, как сегодня.
Первое мая у тех, кто жил в поздний советский период, ассоциируется с демонстрациями, с лозунгами «Мир, труд, май», с началом работ на огородах и дачах, с ароматными шашлыками на природе.
В нынешней России праздник утратил свой изначальный политический характер, и для большинства граждан страны этот день — всего лишь повод для развлечений, дополнительный выходной и опять же начало дачно-огородного сезона. День Весны и Труда — такое название Первомай получил в 1993 году.
Сто лет назад и политическая окраска, и название праздника было совсем иным. Если после Февральской революции 1917 года впервые в России отпраздновали открыто, то после Октябрьской революции праздник стал официальным, но выходным днём не был. В первые годы существования РСФСР, в годы Гражданской войны он первоначально назывался день Интернационала. В 1919 году Первомай выпал на четверг.
В Белгороде и уезде, по всей Курской губернии, как и по всей Советской России, празднование 1 мая происходило на основании жёстких директив и лозунгов, утверждённых центром.
11 апреля Президиум Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК), обсудив вопрос о праздновании 1 Мая, создал комиссию из представителей Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ), Народных комиссариатов внутренних дел и просвещения и Президиума ВЦИК, которому поручил выработку порядка празднования 1 Мая. 23 апреля Президиум ВЦИК принял соответствующее постановление. Одновременно проект лозунгов к 1 Мая был рассмотрен в ЦК РКП(б) и 24 апреля в газете «Известия» они были опубликованы от имени ЦК РКП(б) и ВЦИК.
Документы циркулярно были разосланы всем советам и советским учреждениям, в том числе и в Белгородский Совет рабочих и красноармейских депутатов. Во главе советских учреждений в Белгороде стояли в основном те же люди, которые активно участвовали в революционных событиях с 1917 года. Это Меранвиль, Костюков, Фрум-кин, Славгородский, Васильев и многие другие.
Организация пролетарского праздника возлагалась на местные Советы, в отличие от празднования 1 Мая в 70-80-е годы XX века, где большую роль в организации праздника играли профсоюзы. О роли профсоюзных организаций в документах 1919 года почти не упоминается.
Все предприятия и учреждения, обслуживающие транспорт, общественные столовые, больницы, санитарные учреждения, водопровод и освещение на время демонстраций и других мероприятий не должны были прекращать работу. Из работников формировались дежурные смены.
Особо в постановлении предписывалось строжайше экономить цветную материю и другие ткани для всех видов украшений, а также регулировалась организация электрической иллюминации. Однако, несмотря на призывы к экономии, количество лозунгов, написанных на красном кумаче и растянутых на зданиях и поперёк улиц в нашем городе не стало меньше. Просто других форм агитации особо не знали, а лозунги и транспаранты были проверенным средством за годы революции.
Среди лозунгов наиболее популярными были:
— Первое мая — труба архангела перед концом старого мира,
— Праздник светлой надежды стал праздником добытых и грядущих побед!,
— Первое мая — смотр ударных батальонов международной революции. Да здравствует скреплённое кровью мировое братство восставших пролетариев!,
— Коммунизм — спасение пролетариата, коммунизм — возрождение человечества!,
— Армия Колчака — последняя застава на пути к миру, хлебу, свободе. Дружными усилиями рабочих и крестьян опрокинем эту заставу!
Борьбе с Колчаком было посвящено ещё немало лозунгов. Для Советской власти не было более страшного врага в этот период. Боевым действиям на юге с Деникиным не придавалось большого значения. Ещё не было начато наступление Вооружённых Сил Юга России на Харьков, в результате которого через полтора месяца, 23 июня, Белгород был взят белыми.
В связи с боевыми действиями и отправкой пополнения на Восточный фронт для борьбы с Колчаком важное значение придавалось параду силами местного гарнизона. Организация парада возлагалась опять же на Совет и на военного коменданта или начальника гарнизона. Парад состоялся на площади жертв контреволюции между территорией женского монастыря и городского сквера. Основу Белгородского гарнизона составляли бойцы роты ЧОН и 125-го батальона ВОХР.
Среди лозунгов, которые рекомендовались ВЦИК к использованию были и те, которые отражали непростое время политики «военного коммунизма», продотрядов и продразвёрстки. Кроме традиционного «Союз рабочих и крестьян сломит союз буржуев и помещиков», наиболее популярными и отражающими политический момент были: «Советская власть расстреливает тех комиссаров, которые грабят крестьян», «Рабочий не хочет командовать мужиком: он хочет помочь мужику и получить от него помощь».
Перед празднованием 1 Мая в Белгороде были проведены «дни очистки», для современного читателя более характерно другое название — субботник.
Сто лет назад для многих белгородцев начало мая также ассоциировалось с началом весенне-полевых работ на огородах и приусадебных участках. В советские органы и в первую очередь в продовольственный комитет поступали многочисленные заявления о том,чтобы выделить посевной картофель и другие сельхозкультуры. Были установлены жёсткие нормы, в основу которых были положены личный вклад в дело революции, выполнение своих непосредственных трудовых обязанностей. Несмотря на жёсткие требования на всех посевного материала не хватило, и в советские органы в течение мая и июня продолжали поступать жалобы от обиженных совслужащих.
Юрий КОННОВ,
директор Государственного
архива новейшей истории
Белгородской области
ФОТО ИЗ АРХИВОВ ГАНИБО