Павел Иванович Кублик 30 лет проработал в Белгородской школе для глухих. Он неспроста выбрал эту благородную профессию — учить глухих детей, чтобы дать им возможность познавать окружающий мир и научить общаться. Его старший брат, Николай Иванович Кублик, был глухонемым от рождения. Но, несмотря на это, он был замечательным тружеником и служил примером для младшего братишки, который до сих пор хранит воспоминания о нем.
Николай Иванович Кублик родился и жил в селе Ни-колаевке Вейделевского района. Но его знали все не только там, но и в соседних селах, потому что был он человеком редкой профессии — кузнецом.
Еще бегая босоногим мальчишкой со своими друзьями, он, сгорая от любопытства, заглядывал в колхозную кузницу, где под ударами молота искрилось раскаленное добела железо. Уже тогда он стремился понять загадочное кузнечное ремесло. А с 13 лет он приобщился к полюбившейся ему работе, помогая колхозным кузнецам Егору Алексеевичу и Степану Саввичу, учился у них мастерству.
Мальчишка рос, крепла его сила, становились шире плечи. И вот он уже играючи работал молотом, придавая железу нужную форму. Он мог выковать все что угодно, и вскоре, научившись работать самостоятельно, стал полноправным хозяином в колхозной кузнице. Упорство в достижении поставленной цели, большая сила воли и наблюдательность сделали свое дело.
Началась Великая Отечественная война. В селе остались одни старики, женщины и дети. Работы у кузнеца было невпроворот: нужно было ремонтировать сеялки, жатки, косилки, чтобы было на чем работать в поле. Из двух-трех негодных мастер-кузнец мог сделать рабочую. Он изготавливал запасные части не только на эти агрегаты, но и на трактор, реставрировал изношенные детали, налаживал плуги.
«Нам пришлось пережить и полугодовую оккупацию. Это было страшное время. Фашисты избивали людей плетками, вешали, расстреливали. Большой страх наводили на всех карательные отряды. Однажды они зашли к нам в хату, а на стене в рамках — фотографии друзей Николая в военной форме. Увидев их, немцы сразу закричали: «Партизан! Партизан!». Нас, троих братьев, и маму под дулами автоматов вывели во двор на расстрел. Мы со слезами на глазах указывали на Николая, пытаясь объяснить, что он не слышит и не говорит. А средний брат, показывая на уши, кричал: «Нихт, найн!». Один немец подошел к Николаю, снял с него фуражку, посмотрел на чуб и отошел. Немцы опустили автоматы и ушли. Так мы чудом остались живы. А в январе 1943 года Николаевка была освобождена», — вспоминает Павел Иванович.
Кузнец был самым востребованным человеком в округе. Он помогал отбить косу или тяпку, наточить инструмент. Односельчане и жители окрестных сел шли к нему со своими просьбами: изготовить топор, молоток, тяпку, косу. Весь сельскохозяйственный инвентарь выходил из его рук, ведь купить все это в годы войны было негде и не за что.
Николай это понимал, и когда мужчины его села сражались на фронтах, он своим самоотверженным трудом в буквальном смысле ковал победу в тылу. За это он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». А в канун 30-летнего юбилея Победы ему вручили вторую медаль «30 лет Великой Победы».
Кроме своей основной работы, когда в хозяйстве не хватало рабочих рук, Николай возил хлеб и кориандр в Валуйки и Алексеевку. Обладая огромной силой, он легко управлялся с волами. Не отказывался и от другой нужной в то время работы. Он не любил сидеть без дела, всегда находил себе дело в саду, на огороде. Умел и плотничать, многое в доме сделал своими руками.
36 лет Николай Иванович работал кузнецом в колхозе имени Карла Маркса. За долголетний и добросовестный труд правление колхоза вручило ему и третью заслуженную награду — медаль «Ветеран труда».
Подготовила Анна БАРАБАНОВА
ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА КУБЛИКА