Премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер») стала событием культурной жизни Белгорода
Романтическую драму Михаила Булгакова на сцене БГАДТ поставил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Результат совместной работы щепкинцев и главного режиссёра Севастопольского драматического театра имени Б. Лавренёва Черноморского флота РФ впечатляет.
Наверное, трудно было бы сделать более удачный выбор пьесы. Всё сошлось как нельзя лучше: и Год театра, и бенефис заслуженного артиста РФ, главного режиссёра Белгородской драмы Виталия Бгавина, и Всемирный день театра.
«Кабала святош», пожалуй, самая личная, исповедальная пьеса Булгакова. Драма о творившем в XVII столетии великом комедиографе, актёре, реформаторе французской сцены Жане-Батисте Мольере и его эпохе дала автору возможность излить свою боль, поведать о своём «железном» веке.
В спектакле, как и в пьесе, отчётливо звучит вечная тема «искусство и власть». С ней тесно переплетены другие мотивы: любви, предательства, прощения, судьбы.
Главную роль в «Кабале святош» сыграл — нет, прожил! — Виталий Бгавин. Его Мольер — самое большое потрясение. Зритель видит Жана-Батиста в разные моменты жизни: вначале обласканного королевским вниманием, пылко влюблённого, а в конце — преданного самыми близкими людьми, лишенного высокого покровительства, затравленного чёрной Кабалой. Виталию Бгавину удалось воплотить этот сложный, трагический образ на пике актёрского мастерства.
Олицетворение власти в спектакле — Лю-довик Великий. Илья Васильев, облачённый в белое, играет тщеславного, упоённого собой монарха. Искусство для него — вид придворной службы, назначение которой -развлекать, не выходя за пределы дозволенного. Каждый раз, когда Король-Солнце появляется на сцене, на заднике возникает «инфографика», вызывающая улыбку, -изображение светила. А за блестящим фасадом — «бессудная тирания», отравлявшая жизнь «дерзкого» комедианта.
В роли подруги Мольера, актрисы театра Пале-Рояль Мадлены Бежар — заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина. Ей удалось передать и горечь переживаний покинутой женщины, и страх небесной кары.
А юная Арманда Бежар (артистка Оксана Катанская), легкомысленная, неверная, становится не Музой, но роковой ошибкой охваченного страстью Жана-Батиста.
И фанатики Кабалы не упускают случая ухватиться за эту ошибку в яростной борьбе против мольеровского «Тартюфа». Заслуженный артист РФ Иван Кириллов искусно ведёт роль архиепископа Парижа. Гонитель Мольера вкрадчив в разговоре с королём, смешон в ссоре с одноглазым маркизом, но страшен в каменном подвале Кабалы. В сцене исповеди Мадлены он напоминает средневекового инквизитора. Руки архиепископа залиты красным светом, и кажется, будто они обагрены кровью. Зловещая фигура вызывает в памяти знаменитый «Портрет папы Иннокентия Х» кисти Диего Веласкеса.
В слаженном актёрском ансамбле запоминаются работы А. Манохина (Лагранж), А. Зотова (королевский шут), С. Денисова (Одноглазый), Д. Евграфова (Бутон).
В каждой детали чувствуется уверенный почерк режиссёра. Подкупает уважение к автору, бережное отношение к тексту. Постановщик умело держит внимание зрителя, используя приёмы театра в театре, инсталляции, театра теней. Юрий Маковский составил и музыкальную партитуру спектакля.
Режиссёр придумал красивый, наполненный глубоким смыслом финал: земная жизнь Мольера обрывается, но гений не умирает — он уходит в Вечность. Её символом становится видеопроекция небесного простора с плывущими по нему белыми облаками.
Спектакль получился ярким, зрелищным во многом благодаря выразительной сценографии и костюмам, выполненным художником Мариной Шепорнёвой. Они погружают зрителя в атмосферу ушедшей эпохи.
«Кабала святош» щепкинцев — постановка достойная великих имён Мольера и Булгакова. Спектакль включён в программу XI Всероссийского фестиваля «Актёры России — Михаилу Щепкину», который пройдёт осенью 2019 года. А Севастопольский театр имени Б. Лавренёва покажет белгородцам комедию Мольера «Тартюф» в постановке Ю. Маковского.
Элла ЯН