Город в дымке вишневых садов

 Жизнь любого города подобна сказочному полотну, сотканному из вереницы событий радостных, трагических, переломных. Многие из них остались в далеком прошлом. Сейчас их можно вспомнить только благодаря фотографиям.

«В долинах под Белгородом милая скромность празд­нично-цветущих вишневых садов, мелом белеющих хат»,-так писал о нашем крае Иван Бунин в романе «Жизнь Арсеньева».

А вот каким предстал Белгород взору белогвардейско­го капитана Добровольческой армии Александра Федо­ровича Долгополова в страшные дни Гражданской войны 1919 года: «На вокзале образцовая чистота и порядок. Национальные флаги, полное спокойствие, публика спо­койно пьет чай и закусывает, по перрону прохаживается марковский часовой, эшелон штаба дивизии, в стороне бронепоезд еле дышит… Чисто на вокзале, чисто и в го­роде. Спокойно на вокзале, спокойно и в городе. Вот раз­несся по городу звон колокола монастыря, в котором по­чиют мощи святого Иоасафа Белгородского, и как-то еще светлее становится на сердце».

Каким был Белгород 100 лет назад? Чем жил? Что лю­бил? На старых, пожелтевших от времени фотографиях, запечатлены исчезнувшие соборы и монастыри, лица лю­дей, эпохальные события столетней давности.

Вглядываясь в них, мы подчас даже не задумываем­ся о людях, благодаря которым эти фотографии дошли до нас. Фотографы… Безмолвные летописцы истории. Именно они сохранили и донесли до нас милый образ уютного городка, в котором родились наши прабабушки и прадедушки, который еще не ведал ужасов мировых войн, революций и разрухи. На его землю еще не сту­пил грязный фашистский сапог, а бескрайние пшеничные поля вокруг не знали ударов снарядов и железного при­косновения танковых гусениц.

Внутренним взором переносимся в ту эпоху…

Середина сентября 1911 года. В воздухе повисла звенящая тишина. Казалось, что замерло само течение жизни, и только развевающиеся вдоль перрона флаги и волнительное перешептывание среди собравшихся на платформе высших чинов города свидетельствовали об обратном. Привокзальная площадь и улица императора Николая II были заполнены толпами нарядных людей, дома украшали флаги и портреты членов царской семьи. Этот живой поток тянулся до Соборной площади. И не было вокруг ни грустного лица, ни бранного слова. Палом­ники со всей Российской империи приехали в Белгород, чтобы разделить с нашими предками общую радость -прославление в лике святых святителя Иоасафа. И когда на привокзальной площади появился царский экипаж с великой княгиней Елизаветой Романовой и великим кня­зем Константином Константиновичем, над толпами лику­ющих людей пронеслось громогласное «ура».

Именно в это время жил и творил наш замечатель­ный земляк, выдающийся знаток своего дела Алексей Михайлович Иваницкий, выходец из обедневшей дво­рянской семьи отставного майора.

Он родился в 1855 году в Белгороде. После смерти родителей Алексей остался на попечении своей стар­шей сестры Ангелины, которая отдала его на учебу во 2-ю Харьковскую гимназию (по причине отсутствия тако­вой в Белгороде). Но из-за трудного материального по­ложения Алексей смог окончить только 4 класса, после чего поступил учеником в фотомастерскую Ю.Е. Глент-цтнера, имевшего мастерские в Харькове и Белгороде. Так судьба свела Алексея Михайловича с фотографией, впоследствии делом всей его жизни.

В 1888 году А.М. Иваницкий делает серию снимков на месте крушения царского поезда на станции Борки не­далеко от Харькова, за что получает не только перстень от императора Александра III, участок земли на берегу Северского Донца у села Гайдары Змиевского уезда, но и всероссийскую известность.

По всему миру разлетелись открытки из серии «При­вет из Белгорода» авторства А М. Иваницкого: Мексика, Америка, Франция, Англия, Бельгия…

С тех пор прошло более ста лет, Белгород изменил­ся до неузнаваемости. В вихре событий трагического XX века мы навсегда потеряли образ милого провинциаль­ного городка с патриархальным укладом жизни, разме­ренно текущим в общей истории великой страны.

Навсегда исчез женский монастырь Рождества Бого­родицы, располагавшийся на месте драматического те­атра им. М.С. Щепкина.

И только благодаря необычайному мастерству и таланту нашего земляка у нас есть уникальная воз­можность поучаствовать в крестном ходе по случаю прославления святителя Иоасафа или насладиться умиротворяющей тишиной одной из старейших святынь Белгорода — Успенско-Никольской церкви.

Знойным летним днем, вдыхая ароматы придорожно­го разнотравья, любопытный потомок может проехаться со старым извозчиком по нынешней Харьковской горе. Добравшись до ее вершины, оглянуться назад и полю­боваться городом, лежащим как на ладони, его велико­лепными соборами и храмами, древними обителями, буйством зеленеющих садов…

И все это благодаря Алексею Иваницкому. Его фото­графии отличают особая мягкость, необыкновенная естественность образов и идеальные композиции. По качеству снимков он обогнал свое время не на один де­сяток лет.

И тем печальнее читать следующие строки: «Дворя­нин, бежал из Харькова. Расстрелять». Такая резолюция стоит на анкете, заполненной самим Алексеем Михайло­вичем. Жизнь великого фотографа трагически оборва­лась 7 декабря 1920 года в Крыму, в селе Багреевка, где вместе с ним были расстреляны более трехсот других заложников. Гражданская война, вот уже не первый год бушевавшая в стране, безжалостно забирала лучших сынов Отечества.

Настало время вспомнить их, незаслуженно забытых, каждый из которых в меру своих сил и талантов внес бесценный вклад в развитие и процветание нашего горо­да, а вместе с ним и страны. Таким человеком, безуслов­но, был Алексей Михайлович Иваницкий, памятник кото­рому обязательно появится в нашем городе. А золотая надпись на нем будет гласить: «Алексею Михайловичу Иваницкому от благодарных потомков».

Елена ДУТОВА, библиограф универсальной научной библиотеки

Exit mobile version