Жизнь любого города подобна сказочному полотну, сотканному из вереницы событий радостных, трагических, переломных. Многие из них остались в далеком прошлом. Сейчас их можно вспомнить только благодаря фотографиям.
«В долинах под Белгородом милая скромность празднично-цветущих вишневых садов, мелом белеющих хат»,-так писал о нашем крае Иван Бунин в романе «Жизнь Арсеньева».
А вот каким предстал Белгород взору белогвардейского капитана Добровольческой армии Александра Федоровича Долгополова в страшные дни Гражданской войны 1919 года: «На вокзале образцовая чистота и порядок. Национальные флаги, полное спокойствие, публика спокойно пьет чай и закусывает, по перрону прохаживается марковский часовой, эшелон штаба дивизии, в стороне бронепоезд еле дышит… Чисто на вокзале, чисто и в городе. Спокойно на вокзале, спокойно и в городе. Вот разнесся по городу звон колокола монастыря, в котором почиют мощи святого Иоасафа Белгородского, и как-то еще светлее становится на сердце».
Каким был Белгород 100 лет назад? Чем жил? Что любил? На старых, пожелтевших от времени фотографиях, запечатлены исчезнувшие соборы и монастыри, лица людей, эпохальные события столетней давности.
Вглядываясь в них, мы подчас даже не задумываемся о людях, благодаря которым эти фотографии дошли до нас. Фотографы… Безмолвные летописцы истории. Именно они сохранили и донесли до нас милый образ уютного городка, в котором родились наши прабабушки и прадедушки, который еще не ведал ужасов мировых войн, революций и разрухи. На его землю еще не ступил грязный фашистский сапог, а бескрайние пшеничные поля вокруг не знали ударов снарядов и железного прикосновения танковых гусениц.
Внутренним взором переносимся в ту эпоху…
Середина сентября 1911 года. В воздухе повисла звенящая тишина. Казалось, что замерло само течение жизни, и только развевающиеся вдоль перрона флаги и волнительное перешептывание среди собравшихся на платформе высших чинов города свидетельствовали об обратном. Привокзальная площадь и улица императора Николая II были заполнены толпами нарядных людей, дома украшали флаги и портреты членов царской семьи. Этот живой поток тянулся до Соборной площади. И не было вокруг ни грустного лица, ни бранного слова. Паломники со всей Российской империи приехали в Белгород, чтобы разделить с нашими предками общую радость -прославление в лике святых святителя Иоасафа. И когда на привокзальной площади появился царский экипаж с великой княгиней Елизаветой Романовой и великим князем Константином Константиновичем, над толпами ликующих людей пронеслось громогласное «ура».
Именно в это время жил и творил наш замечательный земляк, выдающийся знаток своего дела Алексей Михайлович Иваницкий, выходец из обедневшей дворянской семьи отставного майора.
Он родился в 1855 году в Белгороде. После смерти родителей Алексей остался на попечении своей старшей сестры Ангелины, которая отдала его на учебу во 2-ю Харьковскую гимназию (по причине отсутствия таковой в Белгороде). Но из-за трудного материального положения Алексей смог окончить только 4 класса, после чего поступил учеником в фотомастерскую Ю.Е. Глент-цтнера, имевшего мастерские в Харькове и Белгороде. Так судьба свела Алексея Михайловича с фотографией, впоследствии делом всей его жизни.
В 1888 году А.М. Иваницкий делает серию снимков на месте крушения царского поезда на станции Борки недалеко от Харькова, за что получает не только перстень от императора Александра III, участок земли на берегу Северского Донца у села Гайдары Змиевского уезда, но и всероссийскую известность.
По всему миру разлетелись открытки из серии «Привет из Белгорода» авторства А М. Иваницкого: Мексика, Америка, Франция, Англия, Бельгия…
С тех пор прошло более ста лет, Белгород изменился до неузнаваемости. В вихре событий трагического XX века мы навсегда потеряли образ милого провинциального городка с патриархальным укладом жизни, размеренно текущим в общей истории великой страны.
Навсегда исчез женский монастырь Рождества Богородицы, располагавшийся на месте драматического театра им. М.С. Щепкина.
И только благодаря необычайному мастерству и таланту нашего земляка у нас есть уникальная возможность поучаствовать в крестном ходе по случаю прославления святителя Иоасафа или насладиться умиротворяющей тишиной одной из старейших святынь Белгорода — Успенско-Никольской церкви.
Знойным летним днем, вдыхая ароматы придорожного разнотравья, любопытный потомок может проехаться со старым извозчиком по нынешней Харьковской горе. Добравшись до ее вершины, оглянуться назад и полюбоваться городом, лежащим как на ладони, его великолепными соборами и храмами, древними обителями, буйством зеленеющих садов…
И все это благодаря Алексею Иваницкому. Его фотографии отличают особая мягкость, необыкновенная естественность образов и идеальные композиции. По качеству снимков он обогнал свое время не на один десяток лет.
И тем печальнее читать следующие строки: «Дворянин, бежал из Харькова. Расстрелять». Такая резолюция стоит на анкете, заполненной самим Алексеем Михайловичем. Жизнь великого фотографа трагически оборвалась 7 декабря 1920 года в Крыму, в селе Багреевка, где вместе с ним были расстреляны более трехсот других заложников. Гражданская война, вот уже не первый год бушевавшая в стране, безжалостно забирала лучших сынов Отечества.
Настало время вспомнить их, незаслуженно забытых, каждый из которых в меру своих сил и талантов внес бесценный вклад в развитие и процветание нашего города, а вместе с ним и страны. Таким человеком, безусловно, был Алексей Михайлович Иваницкий, памятник которому обязательно появится в нашем городе. А золотая надпись на нем будет гласить: «Алексею Михайловичу Иваницкому от благодарных потомков».
Елена ДУТОВА, библиограф универсальной научной библиотеки