О спуске на воду новой субмарины ведущие мировые и отечественные СМИ на прошлой неделе сообщали с восхищением и гордостью. А некоторые западные издания —еще и с тревогой и признанием собственной уязвимости.
Способная погружаться на глубину более 500 метров и развивать скорость, превышающую 30 узлов, эта 184-метровая боевая единица несет на борту шесть подводных беспилотных аппаратов «Посейдон». Основная их отличительная особенность и преимущество — в отсутствии ограничений по дальности. Об этом в эфире радио Sputnik недавно рассказывал военный эксперт, полковник в отставке Виктор Баранец.
— «Посейдон», запущенный на береговую линию противника, может подойти к берегу, залечь там и ждать боевой команды, — отметил специалист. — А представьте себе, что сразу шесть «Посейдонов» подплывут к какому-нибудь побережью, а в «голове» у каждого заряд до двух мегатонн. Причем, аппарат идет с бешеной скоростью — порядка 200 километров в час. Сегодня в мире не существует таких противоторпед, которые могут угнаться за «Посейдоном». Мало того, нет ни одного аппарата в мире, способного идти на глубине одного километра. Опускаясь так глубоко, беспилотник подберется к цели незамеченным.
Впрочем, вся важная информация о возможностях корабля засекречена. Даже на торжественной церемонии спуска на воду, которая прошла 23 апреля в Северодвинске на судостроительном заводе «Сев-маш», журналистам позволили снимать лишь хвостовую часть корабля, а винтовую группу и вовсе закрыли чехлами. На том митинге побывала делегация из Белгорода в составе заместителя главы администрации города по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира Ермолина, заместителя руководителя комитета обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Сергея Конищева и главного специалиста отдела аналитики и мониторинга управления организационно-контрольной и аналитической работы администрации города Сергея Махортова.
Владимир Алексеевич вручил командиру подводной лодки капитану 1 ранга Антону Алехину две иконы, освященные митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, — лики святых Николая Чудотворца и Иоасафа Белгородского. С особым волнением на все происходящее смотрел Сергей Махортов, почти 30 лет прослуживший в Военно-морском флоте России, в том числе и на подводных лодках Краснознаменного Северного флота.
— Конечно, екнуло сердце, когда увидел корабль, ведь немалая часть жизни отдана флоту, — делился впечатлением Сергей Васильевич. — Невольно вспомнил годы службы, ребят, с которыми ходил в походы, и подводную лодку «Курск», в экипаже которой когда-то был и я.
Сергей Васильевич показал несколько сплющенных монет. Оказывается, у моряков есть такая традиция — при спуске на воду монеты нужно положить на рельсы, по которым проедет тележка с кораблем. Подводники попросили белгородцев найти и привезти в Северодвинск юбилейные монеты с надписью «Белгород». Они привезли. Лодка сошла в воду, раздавив их весом. Часть монет оставили у себя члены экипажа, а три белгородцы привезли домой.
Наша газета уже сообщала о том, что «Белгород» начали строить на ПО «Сев-маш» летом 1992 года. Первым командиром подводного крейсера, с 1995 по 1997 годы, был капитан 1 ранга Владилен Абха-лимов, который живет сейчас в Белгороде. Долгожданный спуск на воду тоже произвел на него впечатление.
— После назначения на должность командира я приступил к формированию экипажа, а позже мы вместе отправились в Обнинский учебный центр для обучения управлением лодкой, — рассказал Владилен Васильевич. — К сожалению, скоро проект законсервировали, экипаж расформировали, но я до сих пор со многими поддерживаю связь. Спуск на воду уже обсудили не раз.
В течение 2019 года ожидается достройка субмарины на плаву. Предполагается, что «Белгород» примут на вооружение в 2020-2021 году. До этого момента будут проходить совместные испытания подлодки и беспилотных подводных аппаратов «Посейдон».
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО ИЗ АРХИВА ЗАВОДА