Диалог о смешном

 Встречу литературнодискуссионного клуба «Диалог» посвятили теме смешного в творчестве отечественных писателейсатириков.

Отечественные сатира и юмор — раз­ные жанры, они пережили за времена от Михаила Михайловича Зощенко до Миха­ила Михайловича Жванецкого несколько разных периодов. Наибольшего подъема сатирические жанры достигли в первые годы после октября 1917-го. До наших дней не потеряли сатирической остроты и вызывают смех читателей произведения М. Зощенко, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова и Ю. Олеши, напи­санные в 20-е годы.

В следующее десятилетие, по мере укрепления советской власти, сатира в отечественной литературе идет на спад. Темы и объекты высмеивания все боль­ше смещаются в сферу быта. Последним «прорывом» можно считать публикацию «Золотого теленка» в 1933 году. «Соба­чье сердце» М. Булгакова ходит по рукам в виде списков «самиздата». Шедевры сатирической литературы того периода были реабилитированы и стали достояни­ем широкой публики во многом благодаря кинематографу только к концу 70-х — на­чалу 80-х годов. «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 сту­льев», «Собачье сердце» — эти произве­дения стали не только литературной, но и кинематографической классикой и смешат уже праправнуков первых читателей.

В годы войны сатира, как и вся совет­ская литература, выполняла «оборонный заказ», направляя свое острие против смертельного врага, что понятно и оправ­данно. Робкие попытки возродить сатири­ческие жанры появились в годы хрущев­ской «оттепели», усилились и окрепли на рубеже 60-х — 70-х годов. В это же время к читателю пробиваются сатирические рас­сказы и пьесы В. Шукшина («Энергичные люди», «До третьих петухов»), в которых первоначальный легкий юмор сменяется едкой иронией.

Рассмешить и ошеломить человека есть много способов. Некоторые из них своим инструментом избрали поэты груп­пы ОБЭРИУ — это гротеск, алогизм и аб­сурд. Такое экстравагантное объединение поэтов и писателей могло образоваться только в благословенные для поисков но­вого в советской литературе 20-х — 30-х годов, убеждена кандидат филологических наук Л. Соломахина. Вычурная аббревиа­тура расшифровывается просто — «Объе­динение реального искусства». Наиболее яркими и талантливыми представителями группы являлись Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий.

Настоящий смех на встрече в «Диа­логе» начался, когда учитель математики Г. Воронкина стала зачитывать анекдоты и афоризмы из книги Константина Душен-ко «Слабости сильного пола». Эстафету юмористических афоризмов подхватил ин-

женер-технолог В. Аров, зачитав с десяток высказываний известных людей из своей коллекции. Одноклубников порадовала кандидат биологических наук Т. Дюгаева. Ее воспоминания о комичных случаях из педагогической практики стали настоящим сюрпризом. Добрые, пронизанные легким юмором рассказы о бывших учениках по­казали, что «диалоговцы» умеют не толь­ко читать чужое, но и писать свое, причем смешно и интересно.

Ирина ЖИГАЛОВА

Exit mobile version