Встречу литературно—дискуссионного клуба «Диалог» посвятили теме смешного в творчестве отечественных писателей—сатириков.
Отечественные сатира и юмор — разные жанры, они пережили за времена от Михаила Михайловича Зощенко до Михаила Михайловича Жванецкого несколько разных периодов. Наибольшего подъема сатирические жанры достигли в первые годы после октября 1917-го. До наших дней не потеряли сатирической остроты и вызывают смех читателей произведения М. Зощенко, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова и Ю. Олеши, написанные в 20-е годы.
В следующее десятилетие, по мере укрепления советской власти, сатира в отечественной литературе идет на спад. Темы и объекты высмеивания все больше смещаются в сферу быта. Последним «прорывом» можно считать публикацию «Золотого теленка» в 1933 году. «Собачье сердце» М. Булгакова ходит по рукам в виде списков «самиздата». Шедевры сатирической литературы того периода были реабилитированы и стали достоянием широкой публики во многом благодаря кинематографу только к концу 70-х — началу 80-х годов. «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Собачье сердце» — эти произведения стали не только литературной, но и кинематографической классикой и смешат уже праправнуков первых читателей.
В годы войны сатира, как и вся советская литература, выполняла «оборонный заказ», направляя свое острие против смертельного врага, что понятно и оправданно. Робкие попытки возродить сатирические жанры появились в годы хрущевской «оттепели», усилились и окрепли на рубеже 60-х — 70-х годов. В это же время к читателю пробиваются сатирические рассказы и пьесы В. Шукшина («Энергичные люди», «До третьих петухов»), в которых первоначальный легкий юмор сменяется едкой иронией.
Рассмешить и ошеломить человека есть много способов. Некоторые из них своим инструментом избрали поэты группы ОБЭРИУ — это гротеск, алогизм и абсурд. Такое экстравагантное объединение поэтов и писателей могло образоваться только в благословенные для поисков нового в советской литературе 20-х — 30-х годов, убеждена кандидат филологических наук Л. Соломахина. Вычурная аббревиатура расшифровывается просто — «Объединение реального искусства». Наиболее яркими и талантливыми представителями группы являлись Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий.
Настоящий смех на встрече в «Диалоге» начался, когда учитель математики Г. Воронкина стала зачитывать анекдоты и афоризмы из книги Константина Душен-ко «Слабости сильного пола». Эстафету юмористических афоризмов подхватил ин-
женер-технолог В. Аров, зачитав с десяток высказываний известных людей из своей коллекции. Одноклубников порадовала кандидат биологических наук Т. Дюгаева. Ее воспоминания о комичных случаях из педагогической практики стали настоящим сюрпризом. Добрые, пронизанные легким юмором рассказы о бывших учениках показали, что «диалоговцы» умеют не только читать чужое, но и писать свое, причем смешно и интересно.
Ирина ЖИГАЛОВА