Женский портрет в галерее Станкевичей

Женский портрет в галерее Станкевичей

Женский портрет в галерее Станкевичей

К сожалению, многие женщины XIX века были либо забыты историей, либо остались в тени своих знаменитых родственников. К представительницам женского пола, даже дворянкам, относились как к находящимся по положению ниже, чем их известные братья, мужья, отцы и т.д. Сегодня мы понимаем, что это несправедливоведь в русской истории найдется немало женщин с интереснейшей судьбой и замечательным талантом. Среди них есть та, которая стала связующим звеном между двумя нашими великими землякамифилософом Николаем Владимировичем Станкевичем и актером Михаилом Семеновичем Щепкиным. Имя ейАлександра Владимировна ЩепкинаСтанкевич.

В «дворянском гнезде»

Она была моложе своего брата Николая Станкеви­ча одиннадцатью годами. Александра родилась в 1824 году в селе Удеревка Бирюченского уезда Воронежской губернии (ныне — село Мухоудеревка Алексеевского района Белгородской области). Семья Станкевичей была одним из тех «дворянских гнезд», которые ста­ли особенно крепкими в первой половине XIX века. В ту пору семейственные связи были необычайно силь­ными. Позднее они начали постепенно распадаться, а нити, связывающие большой родовой клан, понемногу ослабевать.

Тогда же семейство Станкевичей постепенно раз­расталось. Четыре сестры, пять братьев… Они все горячо любили друг друга. Старшие заботились о младших. Особую нежность питали все к Николаю Вла­димировичу.

Желая дать детям хорошее образование, глава се­мейства Владимир Иванович поместил сыновей в гим­назию, девочек обучали дома, приглашая к ним русских учительниц и гувернанток. В доме были приняты семей­ные чтения. По вечерам большая семья собиралась в гостиной, где читали преимущественно немецких писа­телей, в особенности Гофмана и Шиллера, под влия­нием которых складывались романтические наклонно­сти детей. Нередко ставили домашние спектакли, и все без исключения очень любили музыку. Старшие сестры прекрасно пели, Николай с большим чувством играл на фортепиано.

Кружок брата и семья Щепкиных

В 1831 году Николай, учась в Московском универси­тете, собрал вокруг себя группу единомышленников — с ними он пылко обсуждал вопросы «о Боге, о правде, о поэзии». Так образовался знаменитый кружок Станке­вича, наиболее известными участниками которого стали историк Тимофей Грановский, критик Виссарион Белин­ский, публицист Константин Аксаков.

С кругом друзей Николая Станкевича Александра Владимировна была знакома с ранней юности, но осо­бенно сблизилась с этими людьми в 1840 году, после смерти брата. Самые тесные отношения связывали ее с Тимофеем Николаевичем Грановским, которому по­священы многие страницы ее мемуаров. Именно в этом кругу встретила она в 1845 году Николая Михайловича Щепкина, сына знаменитого актера, и в 1848 году вы­шла за него замуж. «Семья М.С. Щепкина, — вспоминала она, — была в дружественных отношениях со всем круж­ком знакомых Грановского и Кетчера. Поселившись в Москве с мужем моим Н.М. Щепкиным &lt,…&gt,, мы также примкнули к этому кружку в конце 1849 года».

Это был счастливый брак. Александра Владимиров­на стала матерью шестерых детей, помимо этого в сво­ем доме воспитала бедную девочку, ставшую для од­ного из сыновей женой. Также в их доме воспитывался и сын рано умершего брата Дмитрия. Но никто из круга Станкевича и Грановского не вспоминал позднее об Александре Владимировне. Это несправедливо, но до­вольно обычно: как большинство женщин того времени,

она не занимала какого-то особого, своего места в этом кружке. Поэтому сначала к ней относились как к сестре известного философа, потом — как к жене Николая Щеп­кина. Только письма к ней и ее мужу актера М.С. Щеп­кина убедительно показывают, какие теплые отношения соединяли Александру Владимировну с самим Михаи­лом Семеновичем, а также со всеми, кто окружал его.

Литературная деятельность

Александра была всесторонне одаренной лично­стью. Дворянка, получившая домашнее образование, занималась различной творческой деятельностью: Александра Владимировна не только мемуаристка, но также прозаик, поэтесса, журналистка. Как писательни­ца Щепкина-Станкевич тяготела к изображению старого русского быта. Она автор изданных в Москве сборников рассказов «Родные места» (1874), «Без работы» (1886), «Мельница в овраге» (1887) и других, а также историче­ского романа «На заре» (1886), «Бояре Стародубские» (1897, 1898). Ее романы были переизданы в 1997 году в Москве.

В историческом романе «Бояре Стародубские» изо­бражены последние годы царствования второго царя из дома Романовых Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и воцарение после его смерти сына Фёдора, а также важнейшие события того времени — Чигиринский поход, раскол Русской церкви. Роман же «На заре» по­священ эпохе императрицы Елизаветы Петровны, за­рождению русского театра и той роли, которую сыграла эта артистически одаренная государыня в становлении культуры и науки страны. В романах широко показаны быт, нравы поместного дворянства и столичного бар­ства, во все века являвшиеся сколком с эпохи, создава­емой личностью того или иного правителя.

Дожив до глубокой старости, Александра Владими­ровна оставила замечательный документ — мемуары «Воспоминания Александры Владимировны Щепки­ной», вышедшие в печать в Сергиевом Посаде в 1915 году, за два года до ее кончины. 14 марта 1917 года ее не стало в Москве, в самое неспокойное революцион­ное время. Один из экземпляров мемуаров хранится в фонде редких изданий Белгородской научной библио­теки.

В своих «Воспоминаниях» Александра писала: «Вспоминая все давно пережитое, все, что было мило и дорого в прошлом, можно увлечься и много говорить о том, что интересовало нас лично, — но, может быть, не привлечет читателей мемуаров… В воспоминаниях, од­нако, сохраняется живой очерк старого семейного быта и нравов общества в прошлом…». Именно благодаря этим мемуарам мы можем узнать семейство Станкеви­чей, а также познакомиться со многими представителя­ми кружка Станкевича и его друзей. В том числе Алек-

сандра Владимировна целую главу посвятила своему знаменитому свекру — Михаилу Семеновичу Щепкину, о котором написала с большой душевной теплотой.

Образ русской женщины

В этой книге предстает перед нами необычайно привлекательный образ высокообразованной русской женщины, молодые годы которой прошли в близком общении с М.С. Щепкиным, Т.Н. Грановским, И.С. Тур­геневым, В.Г. Белинским, В.П. Боткиным. В своей книге Александра Владимировна рассказала об укладе своей семьи, о воспитании детей, обо всем том, что сформи­ровало характер ее брата, человека, названного впо­следствии его биографом П. В. Анненковым образцом гуманности. О Николае Станкевиче писали и расска­зывали многие современники. Он был личностью эпо­хальной, и, вероятно, лучше всех показал это Герцен в «Былом и думах». Рассказ же Александры Щепкиной, незатейливый и простодушный, интересен тем, что в нем раскрываются истоки личности, повлиявшей на умы целого поколения.

Занимателен тот факт, что сын Николая Михайлови­ча и Александры Владимировны, Вячеслав Николаевич Щепкин, как и племянник Николая Владимировича Стан­кевича — Алексей Иванович Станкевич работали вместе и были основателями и первыми сотрудниками Москов­ского исторического музея.

Также следует отметить и то, что в Москве, в семье Щепкиных-Станкевичей, в домашнем архиве доктора исторических наук, профессора Марфы Вячеславовны Щепкиной (1894-1984), внучки Н.М. Щепкина и А.В. Щеп­киной, хранится семейный альбом. В него вошли фото­графии многих представителей этого славного рода. Таким образом, их имена навсегда вписаны в театраль­ную и историко-литературную жизнь России XIX-начала XX веков. А владелицей и основной собирательницей фотографий родных, близких друзей и знакомых со­временников была ее бабушка — Александра Владими­ровна Щепкина. Год 1848-й, ноябрь, когда Александра Владимировна выходит замуж за Николая Михайловича Щепкина, сына великого русского актера М.С. Щепкина, можно справедливо назвать годом рождения семейного альбома.

Портрет художника Станкевича

Среди фотографий и изображений представителей семейства Станкевичей отдельно стоит сказать о пор­трете Александры Владимировны. На нем изображена молодая женщина. Тонкое лицо, обрамленное темны­ми волосами, светло и немного печально. Печальны и глаза. Во взгляде, проницательном и спокойном, све­тятся ум и доброта. Руки изящно сложены на коленях. В тонких пальцах, чутких и трепетных, зажата лорнетка. Фигура скромно сидящей молодой женщины в темном платье со светлым кружевным воротничком полна оба­яния и достоинства.

Портрет был написан во время свадебного путеше­ствия А.В. Щепкиной-Станкевич и Н.М. Щепкина по Ита­лии. Автор портрета, художник Александр Станкевич, был учеником Карла Брюллова. По случайному совпа­дению живописец носил фамилию портретируемой мо­дели. В связи с этим в научной литературе возникает ошибочное мнение о родственных связях художника с семьей философа Н.В. Станкевича. Так, портрет ху­дожника А. Станкевича, написанный Г.И. Семирадским (1843-1902), ошибочно помещают в портретную гале­рею рода Станкевичей.

Портрет Александры до 1984 года хранился у сестер Щепкиных. После смерти М. Щепкиной он был передан ее сестрой, согласно завещанию, в дар Государствен­ному историческому музею.

Доброта, любовь, понимание, отзывчивость, ува­жение — вот та атмосфера, в которой воспитывались дети, внуки, правнуки Щепкиных-Станкевичей, славной русской фамилии, из которой вышли актеры и юристы, историки и математики, палеографы и общественные деятели, переводчики и писатели. Марфа Вячеславов­на Щепкина вспоминала, что незадолго до кончины ее бабушка Александра Владимировна Станкевич попро­сила почитать вслух письма брата Николая. После того, как внучка закончила чтение, Александра Владимиров­на некоторое время лежала, закрыв глаза, затем тихо произнесла: «Спасибо тебе, я побывала наедине со своим братом».

Маргарита ТЕРЁХИНА,

сотрудник отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки

Exit mobile version