Уникальные памятники книжной культуры

В этом году в России в десятый раз празднуется День православной книги, инициированный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Дату праздника определила российская история. 14 марта 1564 года диакон Иван Федоров сделал первый оттиск книги Апостол. Это произошло в Москве на печатном дворе. С этого момента началось официальное книгопечатание в нашей стране.

В статье речь пойдет об изданиях кирил­ловского шрифта, напечатанных людьми, которые бережно сохранили и приумножи­ли традиции великого русского первопечат­ника. Эти книги хранятся в фонде редких изданий Белгородской универсальной на­учной библиотеки.

В коллекции собраны издания, выпущен­ные с 1646 по 1913 годы. В историческом разрезе она охватывает почти 300-летний период истории России — годы царствова­ния династии Романовых. Пятьдесят уни­кальных книг на церковнославянском язы­ке поступили в фонд библиотеки в разное время из частных коллекций. На протяже­нии веков они имели особое значение для своих владельцев, являясь символом веры, основой духовного роста, важнейшим сред­ством образования и воспитания.

По своему назначению это богослужеб­ные издания — Апостол, Псалтирь, Часов-ник и другие, а также житийная литература, предназначенная для чтения в кругу семьи.

Самая древняя книга в коллекции — Ча-совник (1646), наиболее распространенная и чаще всего употребляемая в богослуже­нии. Кроме своего прямого назначения, часовники использовались на Руси для обучения детей грамоте. Владение этой книгой считалось делом престижным. Все грамотные и даже те, кто не умел читать, стремились ее приобрести. Отсюда срав­нительная редкость древних часовников по отношению к другим богослужебными кни­гам — они быстрее приходили в негодность и заменялись новыми.

Второй по времени выхода в свет явля­ется «Книга о вере» (1648) — сборник поле­мических трактатов, направленных против еретиков и предателей православной веры. Его содержание отражает противостояние в среде русской духовной элиты, которое позднее сказалось на расколе Русской церкви. Составителем книги считается ар­химандрит Киево-Печерской лавры Нафа-наил, а инициатором ее создания — прото­поп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. «Книга о вере» вы­шла значительным для русского средневе­ковья тиражом в 850 экземпляров, который был раскуплен в течение двух месяцев.

Многие столетия Библия остается глав­ной книгой для разных поколений людей. Один из секретов этой великой книги за­ключается в том, что она не ориентирована на какую-либо определенную возрастную, социальную или национальную группу, а обращена ко всем и каждому. В библиотеч­ной коллекции хранятся несколько изданий Библии. Самое раннее, так называемое Елизаветинское, датировано 1751 годом.

Важнейшей   богослужебной   книгой   с первых веков истории христианства стала Псалтирь. В Древней Руси Псалтирь полу­чила широкое распространение, являясь не только церковной книгой, но и учебной. В фонде редких изданий библиотеки хра­нится несколько изданий Псалтири, выпу­щенных во второй половине XIX — начале XX веков. В их числе Псалтирь, изданная в 1868 году в годы царствования Алек­сандра II. Книга напечатана в типографии Киево-Печерской лавры, отличается высо­ким полиграфическим и художественным уровнем, искусными гравюрами, концовка­ми, заставками.

Необычайно популярной в дореволюци­онной России была житийная литература. Житиями называли жизнеописания или биографии представителей христиан, кото­рые выделялись своим поведением и были причислены церковью к ликам святых. На житийной литературе строился нравствен­ный идеал народа: россияне впитывали образцы благочестивого поведения, при­обретали ориентиры в окружающем мире, учились различать добро и зло.

Многие жития выходили в сборниках, один из них — Пролог хранится в библио­течной коллекции. Он выпущен в Москве в 1759 году при императрице Елизавете Пе­тровне. В книге изложены жизнеописания святых, дни памяти которых по православ­ному церковному календарю приходятся на три летних месяца.

На некоторых книгах из библиотечной коллекции сохранились записи и пометы, позволяющие получить ответы на вопросы о социальном распределении книг, распро­странении грамотности, владении книгой. Так, например, на форзаце книги «Служба Пресвятой Богородице» (1860) имеется за­пись о том, что в 1861 году диакон Федор Васильевич Руднев купил ее для Кузнецкой церкви.

Время не пощадило эти древние фоли­анты. От частого употребления их страни­цы пожелтели, кое-где видны следы воска. Многие из книг утратили оклады, которые заменили скромные переплеты более позд­него времени. Тем не менее каждый из этих памятников книжной культуры важен и ин­тересен для нас как часть нашей истории.

Татьяна ДОГАДИНА,

главный библиотекарь

отдела хранения основного фонда

универсальной научной библиотеки

Exit mobile version