В этом году в России в десятый раз празднуется День православной книги, инициированный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Дату праздника определила российская история. 14 марта 1564 года диакон Иван Федоров сделал первый оттиск книги Апостол. Это произошло в Москве на печатном дворе. С этого момента началось официальное книгопечатание в нашей стране.
В статье речь пойдет об изданиях кирилловского шрифта, напечатанных людьми, которые бережно сохранили и приумножили традиции великого русского первопечатника. Эти книги хранятся в фонде редких изданий Белгородской универсальной научной библиотеки.
В коллекции собраны издания, выпущенные с 1646 по 1913 годы. В историческом разрезе она охватывает почти 300-летний период истории России — годы царствования династии Романовых. Пятьдесят уникальных книг на церковнославянском языке поступили в фонд библиотеки в разное время из частных коллекций. На протяжении веков они имели особое значение для своих владельцев, являясь символом веры, основой духовного роста, важнейшим средством образования и воспитания.
По своему назначению это богослужебные издания — Апостол, Псалтирь, Часов-ник и другие, а также житийная литература, предназначенная для чтения в кругу семьи.
Самая древняя книга в коллекции — Ча-совник (1646), наиболее распространенная и чаще всего употребляемая в богослужении. Кроме своего прямого назначения, часовники использовались на Руси для обучения детей грамоте. Владение этой книгой считалось делом престижным. Все грамотные и даже те, кто не умел читать, стремились ее приобрести. Отсюда сравнительная редкость древних часовников по отношению к другим богослужебными книгам — они быстрее приходили в негодность и заменялись новыми.
Второй по времени выхода в свет является «Книга о вере» (1648) — сборник полемических трактатов, направленных против еретиков и предателей православной веры. Его содержание отражает противостояние в среде русской духовной элиты, которое позднее сказалось на расколе Русской церкви. Составителем книги считается архимандрит Киево-Печерской лавры Нафа-наил, а инициатором ее создания — протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. «Книга о вере» вышла значительным для русского средневековья тиражом в 850 экземпляров, который был раскуплен в течение двух месяцев.
Многие столетия Библия остается главной книгой для разных поколений людей. Один из секретов этой великой книги заключается в том, что она не ориентирована на какую-либо определенную возрастную, социальную или национальную группу, а обращена ко всем и каждому. В библиотечной коллекции хранятся несколько изданий Библии. Самое раннее, так называемое Елизаветинское, датировано 1751 годом.
Важнейшей богослужебной книгой с первых веков истории христианства стала Псалтирь. В Древней Руси Псалтирь получила широкое распространение, являясь не только церковной книгой, но и учебной. В фонде редких изданий библиотеки хранится несколько изданий Псалтири, выпущенных во второй половине XIX — начале XX веков. В их числе Псалтирь, изданная в 1868 году в годы царствования Александра II. Книга напечатана в типографии Киево-Печерской лавры, отличается высоким полиграфическим и художественным уровнем, искусными гравюрами, концовками, заставками.
Необычайно популярной в дореволюционной России была житийная литература. Житиями называли жизнеописания или биографии представителей христиан, которые выделялись своим поведением и были причислены церковью к ликам святых. На житийной литературе строился нравственный идеал народа: россияне впитывали образцы благочестивого поведения, приобретали ориентиры в окружающем мире, учились различать добро и зло.
Многие жития выходили в сборниках, один из них — Пролог хранится в библиотечной коллекции. Он выпущен в Москве в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. В книге изложены жизнеописания святых, дни памяти которых по православному церковному календарю приходятся на три летних месяца.
На некоторых книгах из библиотечной коллекции сохранились записи и пометы, позволяющие получить ответы на вопросы о социальном распределении книг, распространении грамотности, владении книгой. Так, например, на форзаце книги «Служба Пресвятой Богородице» (1860) имеется запись о том, что в 1861 году диакон Федор Васильевич Руднев купил ее для Кузнецкой церкви.
Время не пощадило эти древние фолианты. От частого употребления их страницы пожелтели, кое-где видны следы воска. Многие из книг утратили оклады, которые заменили скромные переплеты более позднего времени. Тем не менее каждый из этих памятников книжной культуры важен и интересен для нас как часть нашей истории.
Татьяна ДОГАДИНА,
главный библиотекарь
отдела хранения основного фонда
универсальной научной библиотеки