История любви
Музыкально—поэтическое представление «И пели с ветром о весне…» состоялось в универсальной научной библиотеке. Его посвятили 115-летию выхода в свет поэтического сборника Александра Блока «Стихи о Прекрасной даме».
Студентам кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского института искусств и культуры под руководством старшего преподавателя Т. Вереитиновой удалось раскрыть в своем выступлении непростую историю взаимоотношений Александра Блока и Любови Менделеевой.
Они были знакомы с детства, их отцы вместе служили в университете. Жизнь соединила их навсегда в 1898 году. Шестнадцатилетняя Любовь, строгая и неприступная, сразу произвела впечатление на Александра. Он же показался ей «позером с повадками фата». Однако выяснилось, что у них масса общего — они оба мечтали о сцене.
До этой судьбоносной встречи Блок искал идеал женщины, который потом назвал Таинственной Девой, Вечной Женой и Прекрасной Дамой. Он нашел его в земной и уравновешенной девушке, дочери знаменитого ученого — Любови Дмитриевне Менделеевой. Задолго до поэта певцами женской красоты были трубадуры, Данте и Петрарка, но только Блоку удалось действительно соединиться со своей возлюбленной.
Хотя поначалу она была против их отношений. От суровости и надменной недоступности Блок сходил с ума. Так продолжалось до ноября 1902 года. Тогда поэт сделал предложение и Любовь согласилась.
В то время его письма к возлюбленной были потоком лирики, в них громко звучала страсть и предопределенность судьбы. «Моя жизнь вся без изъятий принадлежит тебе… Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить…, все это будет Твое», — писал Блок любимой. Идеальный, на первый взгляд, союз поэта и музы был, тем не менее, далеко не безоблачным. У вознесенного на небеса образа не могли быть обычные женские потребности.
Летом 1904 года вышла в свет первая блоковская книга «Стихи о Прекрасной даме». И сразу же появились раздраженно-язвительные отклики — «непонятность, которую и не хочется понимать». Сам Блок считал «Стихи о Прекрасной даме» лучшей из своих книг. Никто еще не возносил образ женщины на такой высокий пьедестал. Поэт написал шестьсот восемьдесят семь стихотворений одной-единственной женщине! Это беспрецедентный случай в мировой литературе.
Потом были расставания и поиски новых партнеров по жизни. В стихах поэта лирический герой переживает утрату идеальной любви.
Во время выступления зрителей чрезвычайно заинтересовал образ черно-белой Маски на сцене, символизирующей контраст между светом и тьмой, добром и злом. Маска мучила поэта и его жену, терзала их души. Они уже давно жили врозь, но не прекращали общения. В июне 1913
года Блоки вместе едут во Францию. Жена постоянно просит поэта о разводе. А он понимает, что любит ее и нуждается в ней как никогда. Но в Россию они вернулись порознь. Блок всю жизнь расплачивался за сломанную им семью — сознанием вины, терзаниями совести, отчаянием. Он не переставал любить жену, что бы с ними не происходило. Она — «святое место души». Поэт верил в великое предназначение женщины, во всепрощающую и всеобъемлющую силу любви.
Весной 1921 года Блок тяжело заболел. Врачи советовали ему уехать за границу. Узнав о состоянии Александра, Любовь Менделеева срочно возвращается к нему и ухаживает за ним вплоть до его кончины 7 августа 1921 года.
Музыкально-поэтическое представле-
ние закончилось оптимистичными и вечными блоковскими стихами:
О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Спектакль сопровождала литературная викторина о жизни и творчестве великого русского поэта «Знакомый и незнакомый Блок», а также книжно-иллюстративная выставка «Я лучшей доли не искал…».
Елена НЕМЧЕНКО,
ведущий библиотекарь
отдела абонемента
универсальной научной библиотеки