Свадебная мода

 В Международный день свадебных салонов, отмечаемый 20 марта, дискуссионный клуб «Культурный квартал» представил весеннюю тему «Свадебная мода в образах».

Вдохновением к размышлению на от­крытую тему стала музыкальная свадеб­ная страница, которую перевернули гости встречи: пианистка, заслуженный работ­ник культуры РФ и солистка Белгородской филармонии Ирина Соколова со струн­ным квартетом факультета исполнитель­ского искусства Белгородского института искусств и культуры.

Музыкальное сопровождение свадьбы очень важно, ведь оно создает особенное настроение. Для каждого этапа праздне­ства предусмотрена своя музыка: выход жениха, появление невесты, регистрация супружества, поздравления после церемо­нии, сбор гостей для торжественного обеда и, наконец, первый танец молодоженов. А ключевой для свадебной церемонии яв­ляется особая музыкальная композиция в момент торжественного появления пары. Многочисленные гости «Квартала» услы­шали полную версию свадебного марша Мендельсона, традиционно исполняемого в России. Прозвучали также две популярные композиции европейских и американских свадеб: свадебный марш Вагнера из оперы «Лоэнгрин» и Моцарта из оперы «Женитьба Фигаро».

На службе у красоты всегда стоит и па­рикмахерское искусство. Первокурсницы Белгородского техникума промышленности и сферы услуг познакомили гостей со сти­лем укладки «холодная волна», одним из самых элегантных и модных как столетие назад, так и сегодня, рассказали об особен­ностях создания современного стильного образа и устроили небольшое дефиле с ва­риантами собственных разнообразных не­сложных укладок для длинных волос.

Студенты института искусств и культу­ры и университета подготовили выставку нарядов будущих невест трех стран — Ар­мении, Китая и Туркменистана и показали фото их традиционных народных свадеб­ных костюмов.

В ретроспективном ряду белгородских свадебных нарядов, который подготовила художник музея Татьяна Вьюнник, экспона­том особой ценности стал костюм из кремо­вого атласа со шлейфом (1884 год). Другие наряды представили вкусы и моду невест разных поколений ХХ века. Белгородки, вы­шедшие замуж в 2018-19 годах, свои пла­тья представлять не стали. Любопытно, что воспротивились этому, в первую очередь, их мужья (мужчина, как известно, не явля­ется знатоком примет и традиций, но по ча­сти костюма обычно более консервативен). Возможно, сыграла роль одна из примет: платье — это судьба. Она у самых молодых только складывается, и не стоит выстав­лять ее главный «сакральный» атрибут на всеобщее обозрение. Как и то, что нельзя брать платье к свадьбе напрокат: ты ведь «надеваешь» на себя чужую судьбу, а она должна быть только собственной.

Гости встречи стали вспоминать и дру­гие приметы, связанные со свадебным пла­тьем, с особенностями сохранения счаст­ливой судьбы молодой пары. Например, наряжать молодую к свадьбе на подушке -на легкую и богатую жизнь, запрет пока­зывать свадебное платье и невесту в нем жениху до самого торжества, на котором он впервые увидит свою избранницу во всей красе. Эти и другие традиционные убежде­ния идут от очень давних представлений народа, и не только русского. Общность

некоторых традиций можно наблюдать, например, в отношении цвета для тради­ционного свадебного наряда. Не только в музейных фондах праздничного костюма белгородских крестьянок двухсотлетней давности, но и на самом широком геогра­фическом пространстве: от европейских невест Средневековья до древней Индии и Китая доминирующим в нем является крас­ный. Этот цвет — символ пика земной кра­соты, ее плодородной силы и обновления. Тем не менее цвет свадебных платьев во всех модных салонах сегодня белый. Реже встречаются другие, всегда светлые и нежные оттенки — кремовый, салатный, розовый. Своеобразным ключом к разгад­ке этого является изучение крестьянского свадебного обряда — на примере того же села Подсереднее Алексеевского района, где, как и в двух других районах нашей об­ласти, бытовал комплекс женской одежды с поневой. Во время первого свадебного дня к венцу подсередненская невеста одевала «белевую» венчальную рубаху без вышив­ки и белый же венчальный платок, поверх которых надевала нарядные. Белый — это и цвет рубах стариков, которые уже думают о пути души к Богу, и цвет похоронного об­рядового полотенца — рушника.

Таким образом, белый — это цвет и му­дрости, и смерти. Действительно, так же, символически, «умирает» на свадьбе де­вушка, но рождается во всей своей красоте новая женщина, продолжательница жизни на земле. Ее наряд, символизирующий об­раз мира в миниатюре, богато украшен, и часто золотом, делающим костюм особенно дорогим и ярким, словно бы в свете пробуж­дающего природу вешнего солнца. Точно так же, как и наряды других стран, перели­вались на выставке золотом своего шитья «сорока» (старинный головной убор) и экс­клюзивная рубаха с «золотым ремнем» по рукаву (свадебный костюм с поневой села Афанасьевка Алексеевского района).

Блиц-опрос «Одень невесту» в завер­шение встречи выявил вкусы и приоритеты аудитории в традициях современной сва­дебной моды. По итогам зрительского голо­сования большинство предпочитает роман­тичную классику. Пятая часть опрошенных не против современного наряда с элемен­тами народного костюма. Чуть меньше про­голосовали за эмансипированную невесту в брюках. Поклонников экстремального наря­да в зрительской аудитории не оказалось.

Ирина ШВЕДОВА

Exit mobile version