В Международный день свадебных салонов, отмечаемый 20 марта, дискуссионный клуб «Культурный квартал» представил весеннюю тему «Свадебная мода в образах».
Вдохновением к размышлению на открытую тему стала музыкальная свадебная страница, которую перевернули гости встречи: пианистка, заслуженный работник культуры РФ и солистка Белгородской филармонии Ирина Соколова со струнным квартетом факультета исполнительского искусства Белгородского института искусств и культуры.
Музыкальное сопровождение свадьбы очень важно, ведь оно создает особенное настроение. Для каждого этапа празднества предусмотрена своя музыка: выход жениха, появление невесты, регистрация супружества, поздравления после церемонии, сбор гостей для торжественного обеда и, наконец, первый танец молодоженов. А ключевой для свадебной церемонии является особая музыкальная композиция в момент торжественного появления пары. Многочисленные гости «Квартала» услышали полную версию свадебного марша Мендельсона, традиционно исполняемого в России. Прозвучали также две популярные композиции европейских и американских свадеб: свадебный марш Вагнера из оперы «Лоэнгрин» и Моцарта из оперы «Женитьба Фигаро».
На службе у красоты всегда стоит и парикмахерское искусство. Первокурсницы Белгородского техникума промышленности и сферы услуг познакомили гостей со стилем укладки «холодная волна», одним из самых элегантных и модных как столетие назад, так и сегодня, рассказали об особенностях создания современного стильного образа и устроили небольшое дефиле с вариантами собственных разнообразных несложных укладок для длинных волос.
Студенты института искусств и культуры и университета подготовили выставку нарядов будущих невест трех стран — Армении, Китая и Туркменистана и показали фото их традиционных народных свадебных костюмов.
В ретроспективном ряду белгородских свадебных нарядов, который подготовила художник музея Татьяна Вьюнник, экспонатом особой ценности стал костюм из кремового атласа со шлейфом (1884 год). Другие наряды представили вкусы и моду невест разных поколений ХХ века. Белгородки, вышедшие замуж в 2018-19 годах, свои платья представлять не стали. Любопытно, что воспротивились этому, в первую очередь, их мужья (мужчина, как известно, не является знатоком примет и традиций, но по части костюма обычно более консервативен). Возможно, сыграла роль одна из примет: платье — это судьба. Она у самых молодых только складывается, и не стоит выставлять ее главный «сакральный» атрибут на всеобщее обозрение. Как и то, что нельзя брать платье к свадьбе напрокат: ты ведь «надеваешь» на себя чужую судьбу, а она должна быть только собственной.
Гости встречи стали вспоминать и другие приметы, связанные со свадебным платьем, с особенностями сохранения счастливой судьбы молодой пары. Например, наряжать молодую к свадьбе на подушке -на легкую и богатую жизнь, запрет показывать свадебное платье и невесту в нем жениху до самого торжества, на котором он впервые увидит свою избранницу во всей красе. Эти и другие традиционные убеждения идут от очень давних представлений народа, и не только русского. Общность
некоторых традиций можно наблюдать, например, в отношении цвета для традиционного свадебного наряда. Не только в музейных фондах праздничного костюма белгородских крестьянок двухсотлетней давности, но и на самом широком географическом пространстве: от европейских невест Средневековья до древней Индии и Китая доминирующим в нем является красный. Этот цвет — символ пика земной красоты, ее плодородной силы и обновления. Тем не менее цвет свадебных платьев во всех модных салонах сегодня белый. Реже встречаются другие, всегда светлые и нежные оттенки — кремовый, салатный, розовый. Своеобразным ключом к разгадке этого является изучение крестьянского свадебного обряда — на примере того же села Подсереднее Алексеевского района, где, как и в двух других районах нашей области, бытовал комплекс женской одежды с поневой. Во время первого свадебного дня к венцу подсередненская невеста одевала «белевую» венчальную рубаху без вышивки и белый же венчальный платок, поверх которых надевала нарядные. Белый — это и цвет рубах стариков, которые уже думают о пути души к Богу, и цвет похоронного обрядового полотенца — рушника.
Таким образом, белый — это цвет и мудрости, и смерти. Действительно, так же, символически, «умирает» на свадьбе девушка, но рождается во всей своей красоте новая женщина, продолжательница жизни на земле. Ее наряд, символизирующий образ мира в миниатюре, богато украшен, и часто золотом, делающим костюм особенно дорогим и ярким, словно бы в свете пробуждающего природу вешнего солнца. Точно так же, как и наряды других стран, переливались на выставке золотом своего шитья «сорока» (старинный головной убор) и эксклюзивная рубаха с «золотым ремнем» по рукаву (свадебный костюм с поневой села Афанасьевка Алексеевского района).
Блиц-опрос «Одень невесту» в завершение встречи выявил вкусы и приоритеты аудитории в традициях современной свадебной моды. По итогам зрительского голосования большинство предпочитает романтичную классику. Пятая часть опрошенных не против современного наряда с элементами народного костюма. Чуть меньше проголосовали за эмансипированную невесту в брюках. Поклонников экстремального наряда в зрительской аудитории не оказалось.
Ирина ШВЕДОВА