Листая старые афиши

 Связующим звеном между зрителем и театром стала афиша. В современном мире люди так привыкли к тому, что их окружают красочные плакаты и рекламные листки, что никто не задумывается об истории их возникновения.

А ведь афиша по сути своей много­гранна, она может быть историческим документом, запечатлевшим интересные события и важные моменты в развитии страны, города, театра. Иметь ценность как изобразительное художественное про­изведение, являться средством массовой информации и даже рассказать об эво­люции печатного дела. А в современном мире это еще и вид наружной рекламы.

История афиши уходит своими корня­ми в античные времена, ее зарождение произошло в Древнем Египте и Риме. На протяжении многих веков создание афиш было трудоемким и долгим делом. Даже с появлением бумаги мастерам приходи­лось вручную на каждом листочке выпи­сывать букву за буквой, поэтому афиши были «немногословны».

Ключевым в истории афиши можно считать XV век — время появления первого печатного станка в Германии. На станках печатались не только книги, но и реклам­ные объявления с привлекающими взор картинками. В XVI веке в Англии приду­мали размещать на зазывающих афишах лица известных актеров. А вот во Франции театральные афиши были определенного цвета — голубые или светло-зеленые, на которых выделялись красные буквы.

В России в это время театр как вид ис­кусства еще не зародился. О театраль­ных афишах в нашем государстве узнали с приездом немецкого кукольного театра, представления которого рекламирова­лись посредством объявлений. Новше­ство потихоньку стало приживаться в Санкт-Петербурге и Москве.

В начале XIX века на сцене Малого театра в Москве играл великий русский актер, наш земляк Михаил Семенович Щепкин. Он собирал полные залы. Афиши 1840-1850-х годов, приглашающие на спектакли «Нахлебник», «Провинциалка» И.С. Турге­нева, «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина сохранил для современников в своих фон­дах Белгородский историко-краеведче-ский музей. Листки объявлений просты и незамысловаты, они не нуждались в ярких надписях и рисунках, напечатанное имя талантливого актера считалось лучшей рекламой.

В провинциальных городах афиша появляется только через несколько десяти­летий, это связано с техническими труд­ностями и более низкой грамотностью населения. В Белгороде широкое распро­странение афиша получила в XX веке с появлением драматического театрально­го коллектива, а позже — с образованием театров, которым было необходимо сооб­щать зрителям о своих спектаклях.

В фондах нашего музея бережно хра­нятся афиши, по которым можно просле­дить историю развития белгородских теа­тров, их репертуар, участие в спектаклях талантливых актеров, предпочтения зри­телей в разные десятилетия.

В 1976 году внимание людей, гуля­ющих по улицам города, привлекала афиша, зазывающая на водевиль в двух частях «Ох, эти свадьбы, свадьбы…», поставленный на сцене Белгородского драматического театра им. М.С. Щеп­кина по пьесам А. Чехова «Свадьба» и И. Ильфа и Е. Петрова «Сильное чув­ство». Комедийные и сатирические спек­такли не нуждались в яркой и красочной рекламе, зритель во все времена хорошо принимал все, что заставляет не только смеяться, но и разоблачает невежество, грубость, алчность.

В год празднования 40-летия Курской битвы афиша, украшенная изображени­ями Георгиевской ленты и Вечного огня, предлагала зрителю более десяти спек­таклей на историко-патриотические темы.

Немного строгая афиша с красными и синими буквами, напечатанными на бе­лом фоне, в 1977 году приглашала на ли­тературный вечер с участием писателей Белгорода и Курска в летний театр «Ок­тябрь» в Центральном парке культуры и отдыха им. В.И. Ленина в Белгороде. Та­кие вечера в советское время были по­пулярны и собирали немало любителей поэзии.

В 1976 году городские театральные афиши предлагали посетить Белгородский областной театр кукол и посмотреть рус­скую народную сказку «Сестрица Аленуш­ка и братец Иванушка». В 90-х годах XX

века рекламные объявления театра кукол привлекали живописным оформлением не только взрослых, но и своих основных посетителей — юных зрителей. На афише к спектаклю по мотивам поучительного произведения Р. Киплинга «Слоненок» в самом центре были красочно изображены главные герои.

Современная афиша прошла долгий путь развития и стала не просто эффек­тивной рекламой, а художественной и литературной композицией. Она постоян­но совершенствуется, впитывает в себя разные стили и направления искусства, посредством которых выражает нужную идею, образ и настроение.

Наталья БОРОДИНА,

младший научный сотрудник

историко-краеведческого музея

Exit mobile version