Связующим звеном между зрителем и театром стала афиша. В современном мире люди так привыкли к тому, что их окружают красочные плакаты и рекламные листки, что никто не задумывается об истории их возникновения.
А ведь афиша по сути своей многогранна, она может быть историческим документом, запечатлевшим интересные события и важные моменты в развитии страны, города, театра. Иметь ценность как изобразительное художественное произведение, являться средством массовой информации и даже рассказать об эволюции печатного дела. А в современном мире это еще и вид наружной рекламы.
История афиши уходит своими корнями в античные времена, ее зарождение произошло в Древнем Египте и Риме. На протяжении многих веков создание афиш было трудоемким и долгим делом. Даже с появлением бумаги мастерам приходилось вручную на каждом листочке выписывать букву за буквой, поэтому афиши были «немногословны».
Ключевым в истории афиши можно считать XV век — время появления первого печатного станка в Германии. На станках печатались не только книги, но и рекламные объявления с привлекающими взор картинками. В XVI веке в Англии придумали размещать на зазывающих афишах лица известных актеров. А вот во Франции театральные афиши были определенного цвета — голубые или светло-зеленые, на которых выделялись красные буквы.
В России в это время театр как вид искусства еще не зародился. О театральных афишах в нашем государстве узнали с приездом немецкого кукольного театра, представления которого рекламировались посредством объявлений. Новшество потихоньку стало приживаться в Санкт-Петербурге и Москве.
В начале XIX века на сцене Малого театра в Москве играл великий русский актер, наш земляк Михаил Семенович Щепкин. Он собирал полные залы. Афиши 1840-1850-х годов, приглашающие на спектакли «Нахлебник», «Провинциалка» И.С. Тургенева, «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина сохранил для современников в своих фондах Белгородский историко-краеведче-ский музей. Листки объявлений просты и незамысловаты, они не нуждались в ярких надписях и рисунках, напечатанное имя талантливого актера считалось лучшей рекламой.
В провинциальных городах афиша появляется только через несколько десятилетий, это связано с техническими трудностями и более низкой грамотностью населения. В Белгороде широкое распространение афиша получила в XX веке с появлением драматического театрального коллектива, а позже — с образованием театров, которым было необходимо сообщать зрителям о своих спектаклях.
В фондах нашего музея бережно хранятся афиши, по которым можно проследить историю развития белгородских театров, их репертуар, участие в спектаклях талантливых актеров, предпочтения зрителей в разные десятилетия.
В 1976 году внимание людей, гуляющих по улицам города, привлекала афиша, зазывающая на водевиль в двух частях «Ох, эти свадьбы, свадьбы…», поставленный на сцене Белгородского драматического театра им. М.С. Щепкина по пьесам А. Чехова «Свадьба» и И. Ильфа и Е. Петрова «Сильное чувство». Комедийные и сатирические спектакли не нуждались в яркой и красочной рекламе, зритель во все времена хорошо принимал все, что заставляет не только смеяться, но и разоблачает невежество, грубость, алчность.
В год празднования 40-летия Курской битвы афиша, украшенная изображениями Георгиевской ленты и Вечного огня, предлагала зрителю более десяти спектаклей на историко-патриотические темы.
Немного строгая афиша с красными и синими буквами, напечатанными на белом фоне, в 1977 году приглашала на литературный вечер с участием писателей Белгорода и Курска в летний театр «Октябрь» в Центральном парке культуры и отдыха им. В.И. Ленина в Белгороде. Такие вечера в советское время были популярны и собирали немало любителей поэзии.
В 1976 году городские театральные афиши предлагали посетить Белгородский областной театр кукол и посмотреть русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В 90-х годах XX
века рекламные объявления театра кукол привлекали живописным оформлением не только взрослых, но и своих основных посетителей — юных зрителей. На афише к спектаклю по мотивам поучительного произведения Р. Киплинга «Слоненок» в самом центре были красочно изображены главные герои.
Современная афиша прошла долгий путь развития и стала не просто эффективной рекламой, а художественной и литературной композицией. Она постоянно совершенствуется, впитывает в себя разные стили и направления искусства, посредством которых выражает нужную идею, образ и настроение.
Наталья БОРОДИНА,
младший научный сотрудник
историко-краеведческого музея