Кузница кадров

Кузница кадров

Белгородскому строительному колледжу исполняется 75 лет

25 марта колледж отмечает свой юбилей. Это одно из старейших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, причем старейших не только в рамках Белгородчины, но и всей страны.

 

Учебное заведение было основано в нелегкие времена Великой Отечествен­ной войны. Необходимость восстанов­ления разрушенного хозяйства и острая потребность в увеличении числа ква­лифицированных строительных кадров способствовали выходу постановления Государственного комитета обороны от 25 марта 1944 г. и приказа № 75 Нарко­мата гражданского строительства РСФСР об открытии в Центральном Черноземье строительного техникума. На первых по­рах образовательное учреждение имено­валось Курским техникумом гражданско­го строительства. В связи с тем, что сам Курск в период войны подвергся сильно­му разрушению, учебное заведение было размещено в городе Рыльске Курской об­ласти.

В Государственном архиве Белгород­ской области хранится фонд (Р-1298), документы которого подробно отражают процесс функционирования Белгород­ского строительного колледжа с момента основания до современности. Особое вни­мание следует обратить на две примеча­тельные вехи истории среднеспециально-го учебного заведения — первые непростые месяцы его деятельности, а также меро­приятия по его переносу из города Рыль-ска в город Белгород.

Честь стать первым директором техни­кума выпала А.М. Косопырикову. На этой должности Александр Михайлович пребы­вал до 1956 года. В 1944 году Рыльским горсоветом под учебные и вспомогатель­ные помещения образовательного учреж­дения были выделены несколько зданий небольшого размера, которые на тот мо­мент пребывали в полуразрушенном со­стоянии и располагались друг от друга на значительном расстоянии. Одно из этих зданий (ул. Карла Маркса, 20), приспосо­били под учебный корпус. Занятия здесь были организованы в две смены. Еще одно здание планировалось переоборудовать под столовую и студенческое общежитие, но полностью ввести его в эксплуатацию рассчитывали лишь в феврале 1945 года. В связи с этим в 1944 году студенты про­живали на частных городских квартирах.

Школьная мебель в первые месяцы ра­боты учебного заведения имелась в недо­статочном количестве, причем даже для двухсменного графика. Изготовлена она была преимущественно из материалов, полученных в процессе разбора полураз­рушенных домов. Специального оборудо­вания для кабинетов не имелось вовсе. Библиотека учреждения насчитывала к началу 1945 года только 500 книг, из них учебников всего 50 экземпляров.

С условием запуска процесса обучения по двухгодичной системе, уже в 1946 году учебное заведение должно было осуще­ствить первый выпуск подготовленных к строительной деятельности специали­стов. Приемные испытания в 1944 году завершились в конце сентября, а сам учебный процесс стартовал в октябре. Со­гласно первоначальному плану, набрать следовало 90 обучающихся, которые должны были быть распределены по трем группам. На деле же были приняты 168 человек, их распределили по шести груп­пам. Две группы общей численностью 36 человек стали обучаться по двухгодичной системе, а четыре группы (132 студента) -по трехгодичной системе.

В течение первых месяцев работы Кур­ского строительного техникума произошло некоторое снижение численности обуча­ющихся. Еще шла война, и ряд студентов

ушли добровольцами на фронт. Во Льгове начал свою деятельность фармацевти­ческий техникум, и некоторые уроженцы этого города перешли учиться туда. Про­изошел также отсев лиц, наименее вос­приимчивых к изучению математических дисциплин. Немаловажное значение име­ло то обстоятельство, что студенты, ра­нее проживавшие в оккупированной зоне, имели двухгодичный перерыв в учебе, а в последний послеоккупационный год они были вынуждены учиться в полуразрушен­ных необорудованных школах. Помимо этого сказывались неудовлетворительные условия жизни и учебы, обусловленные трудностями военного времени, да и не все студенты были хорошо подготовлены к самостоятельной жизни вдали от семьи. Завершить обучение в техникуме могли за­ставить и такие семейные обстоятельства, как болезнь родителей или их гибель.

План набора учебно-вспомогательно­го, административно-управленческого и обслуживающего персонала образова­тельного учреждения остался в 1944 году невыполненным на треть. Так, вместо планируемых 18 человек в стенах техни­кума к концу календарного года трудились 12 человек. Педагогический коллектив имелся для преподавания всех общеоб­разовательных дисциплин, однако пре­обладающая часть педагогов работала по совместительству. Острый недостаток чувствовался среди преподавателей спе­циальных дисциплин.

Несмотря на все трудности, уже к 1 января 1945 года работа коллектива тех­никума принесла заметные плоды. Была ликвидирована математическая неграмот­ность студентов и осуществлена их под­готовка к дальнейшему изучению специ­альных дисциплин. Заметно улучшилась студенческая успеваемость. В массовом количестве стали появляться отличники, и это притом, что требовательность пре­подавателей оставалась на высоком уров­не. Был организован военный кабинет, снабженный минимумом необходимого. Учебные помещения хоть и не совсем до­статочно, но все же отапливались. Комсо­мольская организация техникума, насчи­тывавшая 43 комсомольца, приступила к активной работе и вовлекала в свои ряды новых членов.

Решение о перебазировании технику­ма в Белгород и переименовании его в Белгородский было принято в 1956 году. Документами,   свидетельствовавшими   о

 

Белгородский строительный техникум. Апрель 1981 г.

необходимости осуществления данных мероприятий, являлись письмо секретаря обкома КПСС М.К. Крахмалёва на имя ми­нистра городского и сельского строитель­ства РСФСР Е.А. Веселовского, решение Белгородского областного Совета депу­татов трудящихся № 416 от 16 августа 1956 г. и приказы Министерства городского и сельского строительства РСФСР № 183 от 25 августа 1956 г. и № 201 от 13 сен­тября 1956 г. Окончательное же мнение центральной власти по этому поводу со­держалось в решении Совета министров РСФСР № 611 от 31 августа 1956 г.

Белгородская область, как известно, была образована в январе 1954 года. В связи с получением Белгородом статуса областного центра здесь развернулось массовое строительство. При этом в пре­делах Белгородчины не имелось ни одно­го учебного заведения среднеспециально-го профиля, осуществлявшего подготовку строительных кадров. Чрезвычайно важно было предоставить многочисленной ра­бочей молодежи Белгорода возможность продолжать свое образование без отрыва от трудового процесса. Перебазирование техникума как раз и преследовало цель приблизить учебный процесс непосред­ственно к строительному производству.

Мероприятия по переносу техникума были начаты в сентябре 1956 года. Тогда коллектив работников учебного заведе­ния, расположенного в Рыльске, насчиты­вал 50 человек. В Белгород же, согласно плану, следовало перевести 13 препода­вателей и трех представителей админи­стративно-хозяйственного аппарата. Уже в 1956-1957 учебном году в городе надле­жало организовать отделение строитель­ного техникума, контингент обучающихся в котором насчитывал бы 90 человек. Из трех студенческих групп две группы следо­вало набирать на базе семилетки и одну группу — на базе десятилетки. Прием аби­туриентов велся до 15 сентября 1956 года, а занятия начались с 25 сентября.

Под учебный корпус решением облис­полкома было передано здание (изначаль­но — только его часть), ранее занимаемое горкомом КПСС (ул. Ленина, 50). Данное строение было возведено еще в 1862 году потомственным купцом 2-й гильдии Ни­колаем Ивановичем Чумичовым. Здесь в свое время располагались общественный банк и городская управа. Под студенче­ское общежитие Белгородского строи­тельного техникума был выделен дом № 7 по улице Парковой. Представителям же преподавательского состава планировали предоставить 8 квартир, расположенных во вводимых в 1957 году в эксплуатацию жилых домах. Учебному заведению также было передано помещение, ранее зани­маемое облсовпрофом (ул. Ленина, 27).

В середине 1957 г. в Белгородском совнархозе и Белгородском облиспол­коме возникла мысль сделать местом расположения техникума город Старый Оскол. Однако она не нашла дальнейшей поддержки. Директор образовательного учреждения Ипполит Фарсаданович Чу-бинидзе с подробным описанием невоз­можности очередного перебазирования обращался к Председателю Совета мини­стров РСФСР М.А. Яснову и даже к Перво­му секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущёву. В обращениях отмечалось, что на перевоз оборудования из Рыльска в Белгород были затрачены немалые средства, и пе­реброска его в Старый Оскол привела бы к огромным непроизводственным расходам и даже к частичной потере или порче иму­щества. К тому же мероприятия по пере­носу могли сорвать приемные испытания и начало занятий в новом учебном году, а также привести к потере до половины студенческого контингента и всего препо­давательского коллектива. Сообщалось, что имевшееся в Старом Осколе общежи­тие могло обеспечить лишь 150 мест, что составляло лишь треть от необходимого техникуму количества мест. К тому же там не имелось квартир для предоставления их в пользование преподавателям. Если говорить об учебной и производственной базах, то они попросту отсутствовали. Негде в Старом Осколе было проводить учебную и производственную практику, некуда было вывозить студентов на тема­тические экскурсии.

В итоге Белгород так и остался местом размещения строительного техникума, а теперь уже строительного колледжа. Свой нынешний вид занимаемое им здание об­рело в 1960-е гг., когда был надстроен третий этаж и возведены пристройки по проспекту имени Ленина и улице Красина.

Александр КОЛОТУШКИН,

главный специалист

Государственного архива

Белгородской области

Exit mobile version