Белгородское купечество XIX века — это Чумичевы, Слатины, Мачурины. Обычно эти купеческие фамилии чаще всего упоминают в краеведческих публикациях. А сегодня наш рассказ о малоизвестной купеческой династии, представители которой в середине XIX века были крупнейшими домовладельцами в Белгороде.
На углу Старомосковской
С начала 1911 года Белгород готовился к грандиозному событию — прославлению святителя Иоасафа. Тогда-то, накануне событий в августе 1911 года, для гостей города был опубликован «Путеводитель по Белгороду», написанный белгородским учителем Иваном Куле-гаевым. Это издание, несмотря на свою краткость, ценнейший источник в изучении истории Белгорода. Вот что сообщает «Путеводитель» И. Кулегаева: «Еще большей прямизной и обилием больших хороших домов отличается Смоленская ул.». Несколько домов купцов Митрофановых определяли лицо современного проспекта Славы, а когда-то Смоленской улицы, отмеченной в «Путеводителе».
Как же так произошло, что хозяева этих лучших домов уездного Белгорода практически не упомянуты в краеведческих изданиях? Оказалось, что к началу XX века белгородская купеческая фамилия Митрофановых практически угасла, и представителям этого рода принадлежал только один дом. Он располагался в северо-восточном углу современных улиц Танкиста Попова и проспекта Славы. В 1964 году на его месте был построен пятиэтажный жилой дом, в котором сначала размещался зал бракосочетания, а позднее — магазин политической книги «Искра». В 1912 году дом Николая Алексеевича Митрофанова перешел к его последним владельцам перед 1917 годом -Красниковым, и фамилия Митрофановых на долгие годы была забыта.
Купеческую династию Митрофановых удалось отследить от купца третьей гильдии Матвея Ивановича. По белгородским меркам это был довольно скромный купец, который не имел ни салотопенных заводов, ни шерстомоечных заведений, ни других производств, а занимался торговлей дегтем и другими товарами. В статусе купца третьей гильдии он в течение нескольких лет находился на городской службе в качестве квартирмейстера, отвечая за размещение находящихся в городе военных. Еще в начале XIX века Матвей Митрофанов имел только один собственный дом, купленный у мещанина Кирпичникова. Но к 1834 году за купцом Митрофановым числились уже три дома, и все они располагались в кварталах, примыкающих к улице Смоленской.
Дом Голева
Этот дом находился напротив описанного выше дома, но только на юго-восточном углу современных улиц Попова и проспекта Славы. В нескольких архивных документах в его описаниях упоминаются погреба, и именно это обстоятельство позволяет предположить, что дом «каменный с погребами» был куплен Матвеем Митрофановым у московских купцов Латышевых в 1830 году. Еще в 1866 году дом числился за сыном Матвея Митрофанова — Алексеем, а позже перешел к купцу Николаю Голеву. Уже в XX веке в послевоенные годы в «доме Голева» разместилось медицинское училище им. Е. Виноградской, а затем на его месте была построена вторая очередь нового корпуса медицинского училища.
Дом «Белгородской епархии»
В городском квартале в районе Смоленского собора Митрофановым принадлежали три дома. В середине XIX века в юго-восточном углу располагались два дома, которые числились за купцом Алексеем Митрофановым, но затем один из них достался его племяннику Федору. Возможно, этот переход собственности связан со смертью Алексея в 1851 году. А вот второй дом А. Митрофанова по сей день является украшением города. Последние годы его принято называть «домом Белгородской епархии», и он, как никакой другой в Белгороде, овеян краеведческими мифами и легендами. Они приписывают остановку в доме императрицы Екатерины II во время ее поездки в Крым. Можно встретить принадлежность здания и другим лицам, не имеющим к нему отношения.
История этого дома, как и дата его постройки, до конца не выяснена. Но в нескольких архивных документах середины XIX века он упоминается как наследственный дом Митрофановых, в отличие от других «благоприобретенных» и, возможно, на этом месте и стоял тот самый дом, купленный купцом Матвеем Митрофановым у мещанина Кирпичникова. В разные годы
Дом Митрофанова — угол проспекта Славы и улицы Попова.
здесь проживали частный пристав, квартальный надзиратель, смотритель провиантского магазина и полковой священник. Уже в конце XIX века «дом Белгородской епархии» принадлежал купеческому брату Дмитрию Яковлевичу Павлову.
У этого дома, как и у «дома Голева», много общего: оба они располагались на углу соседствующих кварталов. Добавим, что их владельцы — Голевы и Павловы -имели родственные связи. Объединяет эти дома и загадка, которую пока не удалось разгадать. В 1877 году «Курские губернские ведомости» напечатали следующее объявление: «Белгородское уездное полицейское управление разыскивает сына титулярного советника В.С. Стефановского, за получением денег… вырученных через продажу недвижимого имения, принадлежащего наследникам белгородского купца Алексея Митрофанова». Какой дом Митрофановых был продан с торгов — «дом Голева» или «дом Белгородской епархии», пока неизвестно.
На противоположном углу квартала, в северо-западной части современных улицы Князя Трубецкого и Гражданского проспекта, находился третий дом, принадлежавший купеческой жене Анне Митрофановой. В начале 1850-х годов она переписала его на свою дочь Александру — жену профессора курской семинарии Трофимовского. Хотя этот дом не был на улице Смоленской (проспект Славы), его хозяйка Анна Митрофанова имеет косвенное отношение к другому известному дому по улице.
Гостиница «Европейская»
Этот старинный дом, один из немногих сохранившихся до наших дней, вошел в историю города как гостиница «Европейская» (проспект Славы, 37). И тот же «Путеводитель» И. Кулегаева сообщает, что остановиться в номерах этой гостиницы гости города, прибывшие на торжества прославления святителя Иоасафа, могли по цене от 1 р. 75 к. до 3 р. в сутки.
По всей видимости, здание сильно пострадало во время Гражданской войны, и в документе по национализации домов лиц, бежавших с белыми, дом упоминается как «разрушенный». История этой усадьбы такова: во второй половине XIX века дом с присвоенным адресом по улице Смоленская, 5 принадлежал вышеупомянутой купеческой жене Анне Митрофановой, а позже — ее сыну Федору. В 1891 году за невыплаченный долг Белгородскому общественному Николая Чумичева банку дом был выставлен на публичную продажу и куплен с торгов купцом Козьмой Григорьевичем Полуэхтовым. А позже им был приобретен рядом стоящий дом Пацевых (ул. Смоленская, 6). По всей видимости, именно Полуэхтовы внесли изменения в окончательный вид дома, который стали именовать гостиницей «Европа».
Вот такая получилась история о забытой купеческой династии Митрофановых и об их недвижимости, определявшей когда-то архитектурное лицо города.
Александр ЛИМАРОВ
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АВТОРА