Глиняная игрушка

Глиняная игрушка

Их называют копилкой народной мудрости

В Белгородском историкокраеведческом музее в рамках заседания клуба «Город мастеров» состоялся парад фантазий «Праздник глиняных игрушек».

Изготовление игрушки появилось и раз­вивалось как сопутствующее занятие ос­новному гончарному промыслу.

Глиняная игрушка — это удивительно яр­кий и самобытный пласт традиционной оте­чественной культуры. Ее роль в жизни рус­ского народа велика — она запечатлела в себе историю человечества. А еще игруш­ка — воспитатель, учитель и наставник, она прививала ребенку ценностное отношение к труду, народным традициям и обычаям.

Появление этого промысла в нашей стране относится к ХVIII-ХIХ векам, когда начинает формироваться новая традици­онная культура России. Глиняная игруш­ка многообразна. Широко известны такие

крупные центры производства, как Аба-шево, Филимоново, Каргополь, Хлуднево, Плешково, Дымково, каждое из которых имеет свои особенности.

Гончарный промысел и изготовление глиняных игрушек в прошлом были широко распространены на территории и нынешней Белгородской области. Была потребность в подобных изделиях, имелось сырье, сохра­нялись древние истоки местных традиций гончарства.

Промысел старооскольской игрушки -одна из составляющих частей, определяю­щих культурную самобытность населения старооскольского края и Белгородчины в це­лом. Возник промысел в конце XVII века воз­ле города Старый Оскол, который был осно­ван в конце XVI века как один из сторожевых постов. Там жили казаки, пушкари, ямщики, стрельцы — защитники южных рубежей Руси. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары-ремесленники, там начинает формироваться подсобный промысел старо­оскольской глиняной игрушки при основном гончарном. Своего расцвета игрушечный промысел достиг в конце XIX столетия. Но с 1930-х годов и к середине XX века перестал существовать.

Второе рождение старооскольской иг­рушки с 1985 года связано с именами по­томственных мастеров сестер Гончаровых -Ольги, Натальи и Евдокии, когда известный московский художник и коллекционер М. Ни­китин по пути в Москву остановился в Ста­ром Осколе и стал интересоваться местным гончарством.

Сюжеты игрушек сестер Гончаровых традиционные, характерные для мно­гих художественных промыслов России: конь, баран, медведь, всадник, барыни, няньки. Все фигуры одновременно явля­ются свистульками со своим особым зву­ковым тембром — это их специфическая черта. Коллекции их игрушек имеются во многих музеях Белгородской области. В нашем музее представлены разнообраз­ные виды игрушек-свистулек сестер Гон­чаровых, которые стали настоящей жем­чужиной собрания.

Современные мастера, ученики Гон­чаровых, продолжают их дело. Большой интерес вызывает также коллекция гли­няных игрушек Валентины Пырьевой — ру­ководителя студии «Глиняная игрушка» при старооскольском Центре культуры и искусств. Они выполнены по примеру игрушек сестер Гончаровых.

Старооскольская игрушка стоит в од­ном ряду с такими известными промыс­лами России, как филимоновская, карго-польская, дымковская игрушки, является культурной ценностью общероссийского значения и занесена в каталог Всерос­сийской выставки «Народное гончарство России».

Ценное поступление в наш музей -игрушки учащихся белгородской сред­ней школы №46, где в 1993 году препо­давателем изобразительных искусств Александром Рябчиковым был органи­зован кружок глиняной игрушки. В даль­нейшем он стал называться мастерской традиционных народных художественных ремесел Белгородской области. Сюже­ты звуковых игрушек, которые создают дети, традиционные: женские фигур­ки в длинных платьях, всадники, кони, птицы, коровы. Уже несколько лет, как ушел из жизни Александр Васильевич, но дело его живет в учениках, а мастер­ская переименована в музей-мастерскую им. А.В. Рябчикова.

С незапамятных времен Борисовка была большим селом Белгородчины, в котором основным занятием местных жителей были различные кустарные промыслы, ведущим был гончарный. Игрушки мастерили для своих детей и на продажу. Готовую продук­цию скупали менялы, разносили нехитрый товар по окрестным селам, продавали, ме­няли на продукты сельского труда. Особен­но много, целыми мешками, вывозили на ярмарки глиняные игрушки-свистульки.

В 1967 году в Борисовке была образо­вана гончарная мастерская, а на ее базе в 1970 году — фабрика художественной ке­рамики. Наряду с керамической посудой, мастера фабрики возобновили и изготов­ление глиняных игрушек. Наш музей распо­лагает и коллекцией борисовской глиняной игрушки, автором большинства которых является главный художник фабрики Юрий Агафонов — участник областных, зональ­ных, всесоюзных и зарубежных художе­ственных выставок.

Наталья ЯИЦКАЯ,

старший научный сотрудник

историкокраеведческого музея

Exit mobile version