Белгород — город сухопутный, далекий от глубоководных морей. Однако этот праздник не является для наших земляков чем—то чужим. Многие уроженцы города проходили службу на различных подводных лодках, кто—то осел в нашем городе уже позже. Среди тех, кто теперь считается белгородцем, — капитан второго ранга Сергей Махортов. А Белгород стал его второй любовью после моря. Но обо всем по порядку.
— Родился я в Тбилиси в семье потомственного военного. Отец закончил службу в звании полковника. Семья поколесила по городам и весям. Закавказье, Москва, Украина, Германия… Именно в ГДР в 1978 году я закончил школу и поступил на военно-морское отделение Львовского высшего военно-политического училища, — рассказывает Сергей Васильевич.
И все же почему в его судьбе появилось море? Важную роль сыграл родственник, командовавший пограничным сторожевиком на Черном море. Он много рассказывал Сергею о море и кораблях. Чуть позже этот человек трагически погиб и стать моряком для Сергея стало делом чести.
Двадцать пять лет Сергей Махортов прослужил на Северном флоте. Начинал в гарнизоне «Гранитный», где базировалась бригада ракетных катеров, но уже с 1984 года судьба связала его с поселком Видяево. Служил на атомоходах «Воронеж», «Курск», «Даниил Московский» и «Тамбов». Последняя должность — заместитель командира гарнизона Видяево по воспитательной работе. Звание — капитан второго ранга.
Одно из мест службы Сергея Васильевича — атомная подводная лодка «Курск». Всем нам пришлось пережить тяжелые дни, связанные с трагедией, произошедшей там. Можно только представить себе,
каково было ему и другим видяевцам пережить гибель близких товарищей.
— В августе 2000 года я находился в отпуске Белгороде, — рассказывает Сергей, -но как только пришло это печальное известие, сразу же помчался в Видяево. Летел из Москвы чартерным рейсом с родственниками моряков «Курска». А год спустя после подъема лодки, принимал участие в опознании подводников в Североморском военно-морском госпитале и доставке ребят к местам захоронения. Сопровождал тела четверых — Дмитрия Мурачёва в Белгород, Павла Таволжанского в Вейделев-ский район, а также в Обнинск и Нижний Новгород. Тяжело по сей день.
Сейчас, по мнению Сергея Махортова, наш флот, в том числе и подводный, переживает период возрождения. В частности, продолжено строительство лодки спецназначения «Белгород», некогда задуманной как аналог «Воронежа» и «Курска». Эти и другие факты позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
В нашем городе сегодня живут многие бывшие подводники. Активно функционирует БРОО «Морское собрание», которым много лет руководит капитан 1 ранга Николай Якубовский, также в прошлом офицер-подводник. Именно по его инициативе и при активном участии в Белгороде был открыт уникальный памятник «Морякам-
белгородцам всех поколений». В числе живущих в Белгороде ветеранов — командир лодки «Карелия» (той самой которую в свое время посетил президент России Владимир Путин), Андрей Безкоровайный, командир лодки «Белгород» Владилен Абхалимов, заместитель командира подводной лодки «Псков» Владимир Кублицкий, отец Дмитрия Мурачева Борис Мурачев, другие офицеры славного российского флота.
Среди праздников, которые почитаемы в среде белгородских подводников такие даты, как 23 февраля, 19 марта и 7 апреля (День памяти погибших подводников). Именно в этом году 7 апреля исполняется 30 лет со дня трагической гибели атомной подводной лодки «Комсомолец».
Ну, а в конце обещанная история люб-
ви. В мае 1999 года в составе делегации своего экипажа Сергей Махортов впервые приехал в Белгород для установления шефских связей с городом. На предприятии «Горводоканал» он и встретил Анжелу, которая стала его супругой и в течение семи лет познавала жизнь жены офицера-подводника на Крайнем Севере. Там в 2003 году в семье Махортовых появилась дочка Оля. А в 2007 году все они вернулись в Белгород. Чуть позже на Бел-городчину переехали и родители Сергея Махортова.
Так и соединились в его жизни две стихии — морская и земная. Обе одинаково близкие и дорогие. Как в песне поется: «Две любви — к земле и морю, в нем живут неразделимо».
Андрей ЮДИН Фото из личного архива Сергея Махортова