Первое явление Бога

Первое явление Бога

Первое явление Бога

 Глава Белгородской митрополии владыка Иоанн отвечает на вопросы о празднике Крещения Господня (Богоявления).

Крещение Господне, или Богоявление -один из главных двунадесятых празд­ников. Двунадесятыми называются дни, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (по­священные Господу) и Богородичные (по­священные Божией Матери). Крещение -Господский праздник.

—  Владыка, расскажите, какие собы­тия мы празднуем в день Крещения Го­сподня?

—  Крещение Господа Бога и Спаса на­шего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день хри­стиане всего мира вспоминают евангель­ское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называ­ют Креститель. После поста и странствий в пустыне он пришел на реку Иордан, в которой  иудеи  традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал го­ворить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в во­дах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надле­жит нам исполнить всякую правду».

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое про­изошло во время крещения. На Христа с

небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, гла­голющий: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: го­лос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвиде­тельствовано, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям впервые явился Бог.

Русская православная церковь празд­нует Крещение 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).

—  Что можно есть на Крещение Го­сподне?

— Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накану­не праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы, например, пшеницы или риса, меда и изюма.

Каковы особенности богослужения в этот день?

— Духовенство в праздник Крещения Го­сподня облачено в белые ризы. Главная особенность  богоявленского  богослуже­ния — это освящение воды. Ее освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещен­ский сочельник — Чином великого освяще­ния воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявле­ния, 19 января, на Божественной литургии.

—  Правда ли, что купание в проруби (иордани) на Крещение смывает с чело­века все грехи?

—  Это лишь народное суеверие. Цер­ковь учит нас, что грехи смываются толь­ко покаянием через таинство Исповеди. А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта тра­диция совершенно необязательна для ис­полнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде. То есть, если мы все же ре­шились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменять купанием присутствие на празд­ничном богослужении в храме.

Действительно ли крещенская вода обладает целебным действием?

—  В советское время, когда не было храмов, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке,   Крайнем   Севере,   проповедуя Евангелие, монахини, которые не были священнослужителями и не могли сами освящать воду, говорили, что на Креще­ние,   вся   вода  освящается  благодатью Христовой. Многие верующие набирали крещенскую воду и хранили ее весь год. Монахини делали это потому, что хоте­ли сохранить традицию. В этом виде она существует и по сей день, но теперь уже противостоит церковной традиции. Сей­час есть возможность совершить Великую агиасму (освящение воды) в храме. Та вода, которая освящается в храмах, дей­ствительно обладает особой силой. Этого нельзя сказать о воде, которая просто в природе освящена и не обладает записью духовной силы. Эти традиции, которые ро­дились в советские времена, точно так же, как Пасху отмечать на кладбище, ничего общего не имеют с церковной традицией.

Окунуться и обеспечить себе на весь год благословение Божие сходно во мно­гом с языческими традициями, потому что человеку не надо трудиться. Христианство говорит, что ты должен трудиться каждый день. Например, чтобы встретить Рожде­ство, ты должен пройти Рождественский пост — внутренне потрудиться. Так и на Крещение Господне — нужно потрудить­ся прийти в храм, поучаствовать в Боже­ственной литургии, в Великой агиасме, и этот труд с личной молитвой будет присут­ствовать в той воде, которую потом при­несешь домой.

Беседовал Василий КОТОВ

Фото Бориса Ечина

Exit mobile version