Новый статус, новые горизонты

Новый статус, новые горизонты

Новый статус, новые горизонты

Как Белгород стал областным центром

65 лет назад — 6 января 1954 года была образована Белгородская область. Сегодня мы вспоминаем, что происходило в нашем городе в те дни и как это сказалось на общественнополитической жизни Белгорода.

Новость приятная и неожиданная

Начало 1954 года для многих белгородцев стало весьма неожиданным. 6 января город Белгород обрел новый статус. Вме­сте с ним для горожан началась и новая жизнь.

Конечно, ходили какие-то слухи, приез­жали комиссии из министерств, из облас­ти, но ведь комиссии приезжали и раньше. И не только в Белгород. В Старый Оскол тоже регулярно наведывались, необходимо было осваивать месторождения КМА. И по­этому для многих эта новость стала громом среди ясного неба.

И после этого — затишье. Население го­рода гадало, что и как будет. Партийные и советские органы работали в штатном ре­жиме, только отчеты за январь уже были направлены в Белгородский обком КПСС и облисполком.

Первое заседание бюро обкома партии состоялось 3 февраля. Многие начальники отделов, ответственные работники, секре­тарь обкома ВЛКСМ и главный редактор «Белгородской правды» были указаны про­сто как присутствующие. Это потом, после областной конференции, пленумов их из­берут членами и кандидатами в члены, а пока среди небольшой группы членов бюро, утвержденных высшим партийным руковод­ством страны, от Белгорода значился толь­ко Василий Гаврилович Кобзев — секретарь горкома КПСС (в тот период не принято было указывать: первый секретарь).

Вопросы рассматривались самые раз­ные, в том числе и кадровые, однако ме­роприятия, указанные в постановлении Со­вета Министров СССР от 29 января 1954 года «О мероприятиях по организации Бел­городской области», пока не нашли своего рассмотрения.

19 и 20 февраля более полусотни писем были направлены обкомом партии и облис­полкомом в различные министерства и ве­домства с предложениями по реализации постановления от 29 января.

Только после полученных ответов и со­гласования сумм выделяемых средств 24 февраля на пятом заседании обкома были приняты решения по строительству в Бел­городе в 1954-1955 годах Дома Советов, гостиницы, жилых домов для администра­тивного аппарата, гаража на 50 автомашин и стандартных домов общей площадью 2000 кв. м. В целом, мероприятия соответ­ствовали положениям союзного постановления.

Стройка в центре города.

II закипела работа

После этого постановления обкома ра­бота в городе закипела. Основные рабо­ты должны были производить созданное строительно-монтажное управление №4 и первый строительно-восстановительный участок ЮЖД. До окончания работ, в целях размещения областных организаций управ­ление МВД должно было освободить поме­щения ИТК №2, находившихся в Мачуриной роще (п. Сосновка). К концу года в городе должна была быть установлена телефон­ная станция на 960 номеров. В 20-дневный срок предполагалось разработать меропри­ятия по благоустройству областного цен­тра, привлекая общественность.

Через три месяца 29 апреля Совет мини­стров СССР принял еще одно постановле­ние — «О мероприятиях по дальнейшему раз­витию промышленного, культурно-бытового и жилищного строительства в Белгородской области». Это решение предусматривало строительство завода металлоконструкций, слюдяной фабрики, телефонного завода.

Однако кроме нехватки администра­тивных помещений не хватало рабочих рук, техники, строительных материалов и главное — бюджетных ассигнований. Для размещения и работы облфинотдела, кон­торы Госбанка, спецбанков, управления Госстраха и управления Сберкасс совер­шенно не было помещений. Работа финан­совых органов фактически была парали­зована. Управления Госстраха и Сберкасс размещались в частных домовладениях, спецбанки вообще не имели места, а ведь через них шло финансирование всех работ по реконструкции областного центра. Худо-бедно к лету ситуацию удалось разрешить, но облфинотдел еще долго занимал часть помещений детских яслей котлозавода.

Жилищный вопрос становился камнем преткновения при приглашении специ­алистов на работу в Белгород по разным ведомствам. Проблему решали за счет сборных домов на восемь квартир, основу которых составляли деревянные конструк­ции. Стоимость такого дома составляла 1500 рублей.

Водопровод и канализация

Острейшей проблемой для города яв­лялось отсутствие канализации (такой привычной в наше время) и расширение водопровода. На эти цели были выделены в общей сложности 12,5 (на 1954 год — 4,5) млн. рублей. К их строительству были под­ключены не только городские службы, областные строитель­ные тресты, но и строительные под­разделения Южной железной дороги. Переброшенное из Харькова первое строительно-вос­становительное управление основ­ную долю работ выполняло как раз по    канализации и водопроводу. К концу года первая оче­редь очистных сооружений была введена в строй. Решался вопрос и с водопроводом. Если в начале года в городе была только одна артезианская скважина, то к концу года были задействованы еще четыре.

Остро встал продовольственный вопрос. Для снабжения растущего населения об­ластного центра необходимо было постро­ить новый хлебозавод с мощностью 125 тонн в сутки, так как имеющегося с мощ­ностью 32 тонны в сутки явно не хватало для населения города и раньше. В срочном порядке необходимо было достраивать мя­сокомбинат, реконструировать мельницу и увеличить объем городского холодильника с 500 до 1000 тонн. К1957 году в Белгороде должен был появиться элеватор емкостью 11 тысяч тонн.

В начале года в Белгороде не было ни одного метра асфальтированных дорог, большинство улиц не имело даже булыж­ного покрытия, а в весенне-осенний период дороги находились полностью в непроез­жем состоянии. Однако необходимо было, чтобы что-то еще и ездило, но, например, в СМУ-4 не хватало самосвалов разной гру­зоподъемности — 35 автомашин, грузовых автомобилей -15, автоприцепов — 20, авто­кранов — 3, автопогрузчиков — 2, автоэкскава­торов — 3, башенных кранов — 5 и большого количества всех видов стройматериалов.

В Белгороде необходимо было создать автомобильный трест. Минимальная по­требность города оценивалась в 100 грузо­вых автомобилей и 5 бензовозов. Кроме это­го, в связи с открытием 6 новых автобусных маршрутов необходимо было 10 автобусов ГАЗ-651 малой вместимости и 6 автобусов ЗИС-155 средней вместимости. В 1954 году планировалось построить бензозаправоч­ную станцию и станцию такси, для чего не­обходимо было приобрести 5 автомашин «Победа». В 1955 году планировалось по­строить жилье для работников автотреста.

К концу года в городе появилась первая заасфальтированная улица — улица Ленина (ныне Гражданский проспект), также появи­лись тротуары по ул. Комсомольской (ныне Преображенская от Вокзальной до улицы Попова), а проезжая часть перемощена.

Южная железная дорога также принима­ла значительное участие в строительстве. Были заложены ведомственная поликлини­ка на 500 мест и детский сад на 100 мест, строился 36-квартирный дом для желез­нодорожников. Велась сборка конструкций пешеходного моста через пути на станции Белгород, которым до сих пор пользуются жители и гости города.

0 культуре не забывали

В грандиозной перестройке не забывали и о культуре. В письмах на имя министра культуры СССР Кафтанова и председателя Совета министров РСФСР Пузанова указы­валось, что в областном центре культурно-просветительские учреждения находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Имеется всего один кинотеатр «Челюскин» на 250 мест, требующий капитального ре­монта, и небольшой Дом культуры. Еще в более плачевном состоянии находился единственный городской сад. Обком и гор­ком партии, облисполком просили выде­лить деньги на ремонт и благоустройство этих объектов культуры. Кроме этого был поставлен вопрос о строительстве област­ного драматического театра на 800 мест, двухзального кинотеатра (будущий киноте­атр «Победа») на 500 мест, областной би­блиотеки с книгохранилищем на 250 тысяч томов, областной типографии и многих дру­гих объектов. Областному драмтеатру пла­нировали выделить 30-местный автобус, три грузовых автомашины ГАЗ-51 и легко­вой автомобиль ГАЗ-69 для обслуживания населения в районах области. Не забывали и о людях. По постановлению Совета мини­стров СССР театр был отнесен к третьей тарифной группе, что не давало возможно­сти привлечь новые высококвалифициро­ванные кадры, дать нормальную зарплату уже работающим и заработать самому те­атру. В виде исключения областные власти просили отнести театр ко второй тарифной сетке. Был поднят вопрос о строительстве жилья для работников культуры. В 1954 году крайне необходимо было построить 24-квартирный дом для работников театра.

Многое из того, что было намечено на 1954 год, не было выполнено в срок. Про­сто силы и средства не совпадали с много­образием и грандиозностью поставленных задач. Что-то было построено и введено в строй в 1955 или 1956 годах, что-то чуть позже. Вопросы решались, руководству области и города шли навстречу, ведь глав­ная задача создания Белгородской обла­сти — освоение железорудных месторожде­ний КМА — того стоила. Белгород за первые годы существования области преобразился неузнаваемо, о чем свидетельствовала подборка фотографий видов города в ав­густовском выпуске журнала «Огонек» к 20-летию Курской битвы и освобождения города.

Юрий КОННОВ, директор

Государственного архива новейшей истории Белгородской области

ФОТО ИЗ АРХИВОВ ГАНИБО

 

Exit mobile version