Как Белгород стал областным центром
65 лет назад — 6 января 1954 года была образована Белгородская область. Сегодня мы вспоминаем, что происходило в нашем городе в те дни и как это сказалось на общественно—политической жизни Белгорода.
Новость приятная и неожиданная
Начало 1954 года для многих белгородцев стало весьма неожиданным. 6 января город Белгород обрел новый статус. Вместе с ним для горожан началась и новая жизнь.
Конечно, ходили какие-то слухи, приезжали комиссии из министерств, из области, но ведь комиссии приезжали и раньше. И не только в Белгород. В Старый Оскол тоже регулярно наведывались, необходимо было осваивать месторождения КМА. И поэтому для многих эта новость стала громом среди ясного неба.
И после этого — затишье. Население города гадало, что и как будет. Партийные и советские органы работали в штатном режиме, только отчеты за январь уже были направлены в Белгородский обком КПСС и облисполком.
Первое заседание бюро обкома партии состоялось 3 февраля. Многие начальники отделов, ответственные работники, секретарь обкома ВЛКСМ и главный редактор «Белгородской правды» были указаны просто как присутствующие. Это потом, после областной конференции, пленумов их изберут членами и кандидатами в члены, а пока среди небольшой группы членов бюро, утвержденных высшим партийным руководством страны, от Белгорода значился только Василий Гаврилович Кобзев — секретарь горкома КПСС (в тот период не принято было указывать: первый секретарь).
Вопросы рассматривались самые разные, в том числе и кадровые, однако мероприятия, указанные в постановлении Совета Министров СССР от 29 января 1954 года «О мероприятиях по организации Белгородской области», пока не нашли своего рассмотрения.
19 и 20 февраля более полусотни писем были направлены обкомом партии и облисполкомом в различные министерства и ведомства с предложениями по реализации постановления от 29 января.
Только после полученных ответов и согласования сумм выделяемых средств 24 февраля на пятом заседании обкома были приняты решения по строительству в Белгороде в 1954-1955 годах Дома Советов, гостиницы, жилых домов для административного аппарата, гаража на 50 автомашин и стандартных домов общей площадью 2000 кв. м. В целом, мероприятия соответствовали положениям союзного постановления.
Стройка в центре города.
II закипела работа
После этого постановления обкома работа в городе закипела. Основные работы должны были производить созданное строительно-монтажное управление №4 и первый строительно-восстановительный участок ЮЖД. До окончания работ, в целях размещения областных организаций управление МВД должно было освободить помещения ИТК №2, находившихся в Мачуриной роще (п. Сосновка). К концу года в городе должна была быть установлена телефонная станция на 960 номеров. В 20-дневный срок предполагалось разработать мероприятия по благоустройству областного центра, привлекая общественность.
Через три месяца 29 апреля Совет министров СССР принял еще одно постановление — «О мероприятиях по дальнейшему развитию промышленного, культурно-бытового и жилищного строительства в Белгородской области». Это решение предусматривало строительство завода металлоконструкций, слюдяной фабрики, телефонного завода.
Однако кроме нехватки административных помещений не хватало рабочих рук, техники, строительных материалов и главное — бюджетных ассигнований. Для размещения и работы облфинотдела, конторы Госбанка, спецбанков, управления Госстраха и управления Сберкасс совершенно не было помещений. Работа финансовых органов фактически была парализована. Управления Госстраха и Сберкасс размещались в частных домовладениях, спецбанки вообще не имели места, а ведь через них шло финансирование всех работ по реконструкции областного центра. Худо-бедно к лету ситуацию удалось разрешить, но облфинотдел еще долго занимал часть помещений детских яслей котлозавода.
Жилищный вопрос становился камнем преткновения при приглашении специалистов на работу в Белгород по разным ведомствам. Проблему решали за счет сборных домов на восемь квартир, основу которых составляли деревянные конструкции. Стоимость такого дома составляла 1500 рублей.
Водопровод и канализация
Острейшей проблемой для города являлось отсутствие канализации (такой привычной в наше время) и расширение водопровода. На эти цели были выделены в общей сложности 12,5 (на 1954 год — 4,5) млн. рублей. К их строительству были подключены не только городские службы, областные строительные тресты, но и строительные подразделения Южной железной дороги. Переброшенное из Харькова первое строительно-восстановительное управление основную долю работ выполняло как раз по канализации и водопроводу. К концу года первая очередь очистных сооружений была введена в строй. Решался вопрос и с водопроводом. Если в начале года в городе была только одна артезианская скважина, то к концу года были задействованы еще четыре.
Остро встал продовольственный вопрос. Для снабжения растущего населения областного центра необходимо было построить новый хлебозавод с мощностью 125 тонн в сутки, так как имеющегося с мощностью 32 тонны в сутки явно не хватало для населения города и раньше. В срочном порядке необходимо было достраивать мясокомбинат, реконструировать мельницу и увеличить объем городского холодильника с 500 до 1000 тонн. К1957 году в Белгороде должен был появиться элеватор емкостью 11 тысяч тонн.
В начале года в Белгороде не было ни одного метра асфальтированных дорог, большинство улиц не имело даже булыжного покрытия, а в весенне-осенний период дороги находились полностью в непроезжем состоянии. Однако необходимо было, чтобы что-то еще и ездило, но, например, в СМУ-4 не хватало самосвалов разной грузоподъемности — 35 автомашин, грузовых автомобилей -15, автоприцепов — 20, автокранов — 3, автопогрузчиков — 2, автоэкскаваторов — 3, башенных кранов — 5 и большого количества всех видов стройматериалов.
В Белгороде необходимо было создать автомобильный трест. Минимальная потребность города оценивалась в 100 грузовых автомобилей и 5 бензовозов. Кроме этого, в связи с открытием 6 новых автобусных маршрутов необходимо было 10 автобусов ГАЗ-651 малой вместимости и 6 автобусов ЗИС-155 средней вместимости. В 1954 году планировалось построить бензозаправочную станцию и станцию такси, для чего необходимо было приобрести 5 автомашин «Победа». В 1955 году планировалось построить жилье для работников автотреста.
К концу года в городе появилась первая заасфальтированная улица — улица Ленина (ныне Гражданский проспект), также появились тротуары по ул. Комсомольской (ныне Преображенская от Вокзальной до улицы Попова), а проезжая часть перемощена.
Южная железная дорога также принимала значительное участие в строительстве. Были заложены ведомственная поликлиника на 500 мест и детский сад на 100 мест, строился 36-квартирный дом для железнодорожников. Велась сборка конструкций пешеходного моста через пути на станции Белгород, которым до сих пор пользуются жители и гости города.
0 культуре не забывали
В грандиозной перестройке не забывали и о культуре. В письмах на имя министра культуры СССР Кафтанова и председателя Совета министров РСФСР Пузанова указывалось, что в областном центре культурно-просветительские учреждения находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Имеется всего один кинотеатр «Челюскин» на 250 мест, требующий капитального ремонта, и небольшой Дом культуры. Еще в более плачевном состоянии находился единственный городской сад. Обком и горком партии, облисполком просили выделить деньги на ремонт и благоустройство этих объектов культуры. Кроме этого был поставлен вопрос о строительстве областного драматического театра на 800 мест, двухзального кинотеатра (будущий кинотеатр «Победа») на 500 мест, областной библиотеки с книгохранилищем на 250 тысяч томов, областной типографии и многих других объектов. Областному драмтеатру планировали выделить 30-местный автобус, три грузовых автомашины ГАЗ-51 и легковой автомобиль ГАЗ-69 для обслуживания населения в районах области. Не забывали и о людях. По постановлению Совета министров СССР театр был отнесен к третьей тарифной группе, что не давало возможности привлечь новые высококвалифицированные кадры, дать нормальную зарплату уже работающим и заработать самому театру. В виде исключения областные власти просили отнести театр ко второй тарифной сетке. Был поднят вопрос о строительстве жилья для работников культуры. В 1954 году крайне необходимо было построить 24-квартирный дом для работников театра.
Многое из того, что было намечено на 1954 год, не было выполнено в срок. Просто силы и средства не совпадали с многообразием и грандиозностью поставленных задач. Что-то было построено и введено в строй в 1955 или 1956 годах, что-то чуть позже. Вопросы решались, руководству области и города шли навстречу, ведь главная задача создания Белгородской области — освоение железорудных месторождений КМА — того стоила. Белгород за первые годы существования области преобразился неузнаваемо, о чем свидетельствовала подборка фотографий видов города в августовском выпуске журнала «Огонек» к 20-летию Курской битвы и освобождения города.
Юрий КОННОВ, директор
Государственного архива новейшей истории Белгородской области
ФОТО ИЗ АРХИВОВ ГАНИБО