22 января исполнилось 115 лет со дня рождения писателя
«Вышла тогда Маруся за город. Луна светила. Шумел ветер. И раскинулась перед Марусей широкая степь… Подумала Маруся: «Убегу я через степь в город Белгород. Там стоит Красная армия товарища Ворошилова. Он, говорят, очень храбрый. И если попросить, то, может быть, и поможет». А того не знала глупая Маруся, что не ждет никогда Красная армия, чтобы ее просили. А сама она мчится на помощь…» — пишет в рассказе «Голубая чашка» Аркадий Гайдар, знаменитый писатель, автор «Тимура и его команды», «Чука и Гека» и многих любимых советскими детьми рассказов и повестей…
Главными героями произведений Гайдара нередко становились белгородцы, не только трогательная Маруся из «Голубой чашки». Так, например, знаменитый Семен Бумбараш был солдатом Белгородского полка. Командир отряда донецких шахтеров Семен Бегичев появился на свет в селе Шелаево под Валуйками. Эта личность вдохновила Гайдара. Аркадий Петрович сделал памятную надпись на его экземпляре «Школы»: «Тов. Бегичеву С.А. в память о далеких, незабываемых днях 1918 года, когда он был командиром отряда в тех местах, где автор этой книги был еще мальчуганом-красноармейцем. Арк. Гайдар. 21.XII.34 Москва».
Юность
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) родом из Курской губернии, города Льгова. Во время Гражданской войны, в конце декабря 1918 года, его зачислили в Красную армию. На тот момент ему было всего четырнадцать лет. В семнадцать лет он уже командовал полком. В 1921 году, проходя после ранения и контузии лечение в госпитале на Тамбовщине, 17-летний Аркадий познакомился с 16-летней медсестрой Марусей — Марией Плакси-ной. Поженились, в браке родился сын Женя. По ходу военной службы Гайдар оказывался в разных концах страны. Да и после ранения стал сложным по характеру человеком — то вспылит, разгневается, то вдруг снова придет в себя, становится ласков. Несмотря на глубокую взаимную любовь, семья все же распалась. Ребенок, который родился в этом браке, умер, не дожив до двух лет. В память о первой любви в произведениях Гайдара часто появляется героиня по имени Маруся.
Вдохновение и разочарование
В середине 1920-х годов Гайдар женился на 17-летней комсомолке из Перми Лии Соломянской. Лия родила ему сына Тимура, но и этот брак продлился недолго. Однако Лия и Аркадий сохранили дружеские отношения. В марте 1934 года Гайдар решил навестить бывшую жену и сына — на тот момент Лия работала в Ивне редактором нескольких местных газет — «За урожай», «Пионерская правда», «За пищевую индустрию». Сам бывший командир, теперь уже известный детский писатель, помогал жене на работе — писал подписи к карикатурам и сочинял фельетоны. У него был богатый журналистский опыт: после Гражданской войны он работал корреспондентом в разных газетах. Приехав в Ивню, Аркадий Петрович много времени проводил с сыном, встреча с которым была долгожданной.
Сколько времени пробыл Гайдар в Ивне, точно неизвестно. По одной из версий, всего пару месяцев. Первым, что привлекло его внимание, были развалины барочного дворца. В 1854 году один из самых знатных и состоятельных людей Российской империи граф Константин Клейнмихель возвел здесь некое подобие петербургского Зимнего дворца, вокруг которого по его приказу разбили роскошный парк.
Гайдар часто прогуливался по живописным парковым дорожкам, наблюдал его руины из окна своей квартирки. Он поселился на втором этаже двухэтажного дома на ул. Куцоревка (ныне улица Гайдара, 16), бывшем северном флигеле графской усадьбы.
В ложбине графского парка стоял полуразрушенный дом лесника. Он не сохранился до наших дней — теперь на этом месте памятный камень. Гайдар любил там уединяться. На чердаке этого дома он писал свою повесть «Синие звезды».
«Полуразрушенный дворец графа Клейнмихеля. Церковь, разломанные вывороченные гробницы. Парк. Весна, тысячи и тысячи грачей. Днем солнечно, тихо. Только грачи кричат. Квартира среди развалин хорошая, светлая, просторная. Под окном лохматые елки. Внизу большой пруд», — писал в своем дневнике Аркадий Гайдар о жизни в Ивне.
И еще его поразили ивнянские звезды. Он писал своим друзьям в Москву: «Есть ли у вас в Москве ночью луна и звезды? Должно быть, нет — одни только фонари. А здесь у меня есть одно Солнце, одна Луна и сто миллионов звезд. Вот сколько много!».
Но на фоне этой лирической картины проступили вскоре темные пятна реаль-
Белгородские сюжеты
ности. «Синие звезды» были задуманы Гайдаром как повесть о неком прообразе Павлика Морозова.
— Я тут думаю над повестью, — еще до поездки в Ивню сообщал редактору «Пионера» Б. Ивантеру. — Название — «Синие звезды». Дело будет происходить в колхозе.
В «Пионере» были опубликованы первые две части повести. А третья у автора не пошла. Желание писать отпало. Писатель увидел, что на самом деле происходило в деревне начала 1933 года, откуда все «кулаки» давно были сосланы: «…Посев сахарной свеклы закончить в течение восьми дней. Обеспечить привлечение к севу свеклы не только всех лошадей, но все годное к работе поголовье коров» (из приказа начальника политотдела Ивнянского МТС).
«Очевидно, «Синие звезды» должны быть закрыты тучами», — записал Гайдар в дневнике. А в «Пионер» прислал последнее письмо: «И, вообще, никаких ку-лацко-вредительских сенсаций. Довольно плакать! Это пусть Гитлер плачет…».
Печатание прервалось, но читателям было обещано, что продолжение будет.
Недописанная жизнь…
Гайдар покинул Ивню. Отправляясь в Арзамас, он надеялся, что сочинит окончание повести, маневрируя между придуманным для детей сюжетом и драматической реальностью. Но после истории со «Звездами» его решили списать в полк детских писателей: приближался Первый съезд советских писателей, где всех рассадили по чинам. Несмотря на славу Гайдара, к бывшему командиру полка относились очень осторожно.
Грянула Великая Отечественная война, и Аркадий Петрович снова оказался в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». В сентябре 1941 года в районе Умань-Киев он попал в партизанский отряд Горелова, где стал пулеметчиком. Но вскоре, 26 октября, недалеко от села Лепляво Каневского района он был убит пулеметной очередью…
У Гайдара есть несколько недописан-ных произведений. Тот же загадочный «Бумбараш». «Синие звезды» тоже так и остались незавершенными. Да что там книги, жизнь Гайдара, оборванная в 37 лет, по сути также не дописана…
Маргарита ТЕРЕХИНА