• Взгляд
С какими проблемами столкнулись застройщики в одном из микрорайонов
> Мечта жить в собственном доме сбылась у сотен белгородских семей, купивших земельные участки в юго—западных микрорайонах ИЖС. Однако радость от владения долгожданными квадратными метрами немного омрачили нерадивые соседи новоиспеченных жителей.
Стройку надо пережить
В микрорайонах «Юго-Западный 2.1» и «Юго-Западный 2.2» участки по льготной цене начали продавать с 2005 и 2010 годов соответственно. Люди охотно откликались на выгодные предложения Белгородской ипотечной корпорации и активно приобретали землю для индивидуального жилищного строительства. Число реализованных участков стремительно росло, и через некоторое время количество введенных в эксплуатацию домов в одном и другом массивах достигло высоких показателей (86 и 85 процентов).
Одновременно силами профильных департаментов администрации города и прочих ведомств в новых микрорайонах постепенно развивались инженерная и социальная инфраструктуры: здесь строились дороги и тротуары, сети централизованного водоснабжения и водоотведения, выполнялись работы по электро- и газоснабжению населения, сооружались автобусные остановки для планируемого пуска общественного транспорта, возводились спортивные площадки. Более того, заранее отводились места для строительства будущих магазинов, медицинских учреждений, школ и детских садов. Бытовые трудности, с которыми сталкивались люди в годы масштабных преобразований, принимались как должное: жители микрорайонов понимали, что такая грандиозная стройка неизбежно связана с неудобствами, которые нужно пережить.
Моя семья обосновалась здесь третьей по счету в 2012-м, — вспоминал Александр Урус, построивший дом в «Юго-Западном 2.2». — Тогда из всех благ цивилизации мы могли пользоваться лишь светом. Воду привозил в больших бочках, сливал в подвал. Примерно через год появились коммуникации. Ездили и ходили по грунтовкам, особенно плачевным выглядел въезд в микрорайон, где в период дождей всегда образовывалась огромная лужа. Позже дороги отсыпали щебнем, а в 2018 году у нас, наконец, построили асфальтированные дороги. Все бы хорошо, но остались вопросы, которые мы до сих пор не можем решить.
Общественный транспорт —проблема №1
«Юго-Западный 2.2» по количеству существующих проблем невыгодно отличается от своих более многочисленных соседей из 2.1. Самое главное неудобство, по мнению жителей 2.2, отсутствие общественного транспорта. Автобус, курсируя через микрорайон 2.1, доезжает лишь до въезда в 2.2 и разворачивается обратно. Почему? Ситуацию прокомментировал руководитель департамента городского хозяйства администрации Белгорода Александр Немыкин.
—В «Юго—Западном 2.2» до последнего времени отсутствовали объекты транспортной инфраструктуры, обеспечивающие безопасность перевозки пассажиров, — пояснил Александр Николаевич. — С учетом того, что недавно завершилось строительство дорог и остановок общественного транспорта, выполнены работы по установке наружного освещения и дорожных знаков и близится к концу благоустройство разворотной площадки, транспортное обслуживание жителей будет организовано с 10 января 2019 года. По пригородному маршруту 116А автобус начнет работать по утвержденному расписанию от остановки «Энергомаш» по проспекту Б. Хмельницкого, улицам Красноармейской, Магистральной, автодороге «М-2 Крым» до Юго—западного кладбища с заездом в микрорайон.
У большинства живущих здесь людей нет личных автомобилей, поэтому вопрос о том, как добраться на работу и обратно и как доставить детей в школу и детский сад и забрать их оттуда, действительно очень актуален. В «Юго-Западном 2.2» почти 100 детей школьного возраста и чуть более 40 — дошкольного, которые обучаются или воспитываются в разных городских образовательных учреждениях. Если школьник, например, закончил учебу днем, то один из родителей вынужден отпрашиваться с работы и ехать за своим чадом, чтобы доставить его домой, а потом возвращаться на работу. Сказать, что это неудобно — ничего не сказать. Впрочем, терпеть осталось недолго — до середины января, а пока люди решают транспортную проблему с помощью популярных мессенджеров, установленных на смартфонах.
—Мы создали в приложении несколько групп для общения и решения насущных задач жителей микрорайона, — рассказал председатель ТОС «Юго-Западный 2.2» Павел Мезин. -Например, те из нас, у кого есть машина, отправляют в чат сообщение о том, что выезжают утром, указывая время и количество свободных мест. Желающие уехать группируются по машинам и таким образом покидают территорию.
Пить или не пить?
Если проблема общественного транспорта скоро перестанет быть острой, то вода, к сожалению, остается в зоне повышенного внимания жителей 2.2. Она, безусловно, есть и течет из кранов круглосуточно, однако люди по-прежнему покупают питьевую воду в магазинах, используя местную только для мытья рук и стирки. Мутная, коротко объяснил Александр Урус. Такую воду употреблять внутрь действительно не хочется. Опять обратились за разъяснениями к руководителю департамента городского хозяйства — пить или не пить, Александр Николаевич?
—Сemu централизованного водоснабжения в «Юго—Западном 2.2» протяженностью 16 километров имеют пять водозаборных скважин производительностью 25 куб.м/час, две водонапорные башни объемом по 160 куб.м каждая, два подземных резервуара воды объемом по 85 куб.м и один — 500 куб.м, станцию обезжелезивания мощностью 100 куб.м/час, — сообщил Александр Немыкин. — Нагрузка на такие мощности слишком мала из—за небольшого количества людей, пользующихся водой в микрорайоне, из—за недостаточного протока по трубам вода попросту застаивается.
Откуда ветер дует
Земельный участок микрорайона «Юго-Западный 2.2» общей площадью почти 173 гектара в соответствии с проектом планировки изначально разделен на 668 участков для индивидуального жилищного строительства с расчетной численностью 2204 человека. Для того чтобы обеспечить жителей объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения, здесь предусмотрены территории для размещения образовательных учреждений, спортивных и игровых площадок, кабинета врача общей практики, предприятий торговли и обслуживания, места отдыха… Только для кого старались и будут стараться городские власти? Тему продолжила начальник отдела по развитию местного самоуправления и работе с населением комитета по управлению Западным округом администрации города Оксана Ченская.
—Из 668 участков продано 624, построено и введено в эксплуатацию 440 жилых домов, — прокомментировала Оксана Борисовна. — На первый взгляд, хороший показатель, однако общее число зарегистрированных в микрорайоне людей -418 вместо планируемых 2204. Не все застройщики добросовестно отнеслись к своим обязательствам по договорам с ипотечной корпорацией. Кто—то недостроил дом к окончанию отведенного срока, а есть и те, кто сдал жилье в эксплуатацию, но по разным причинам не живут здесь. Причина всех проблем микрорайона — в низкой заселенности.
Возмущения людей и их требования обеспечения полноценной жизни в городской черте со всеми удобствами вполне справедливы. Они честно выполнили условия строительства и хотят ездить на общественном транспорте, водить детей в местные школу и детский сад, покупать продукты в родном микрорайоне, а не ездить за ними за десяток километров. Пожелает ли предприниматель открыть здесь торговую точку, которая при такой низкой покупательской способности не будет приносить прибыль? Целесообразно ли строить здесь среднюю школу, если по прогнозным расчетам к 2025 году в микрорайоне будут проживать около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет? Заинтересован ли владелец автобуса в том, что нередко ему придется ездить пустым? Конечно, нет. Тем не менее, основания для оптимизма есть, и автобусное сообщение с 10 января — не единственный повод смотреть в будущее с надеждой. «Юго-Западный 2.2» будет благоустраиваться, несмотря ни на что.
—В соответствии с планом застройки «Юго—Западного 2.2» предусмотрена площадка для строительства детского сада на 75 мест с ориентировочным сроком ввода в эксплуатацию в 2020 году, — пояснил руководитель департамента строительства и архитектуры администрации города Василий Голиков. — Средняя школа на 600 мест тоже порадует местных жителей, правда, для этого выделен участок в соседнем микрорайоне «Юго—Западный», где численность жителей выше в два раза. С потенциальными инвесторами рассматривается также вопрос строительства в микрорайоне комплексного центра с размещением магазинов, аптеки, участкового пункта полиции, кабинета врача общей практики, почтового отделения.
Кроме того, руководитель управления образования администрации города Ирина Гричаникова сообщила, что будет решен вопрос с доставкой детей из этого микрорайона в образовательные учреждения. Заявка на приобретение дополнительного автобуса уже направлена, сказала Ирина Александровна, и с 1 сентября 2019 года он начнет курсировать по заданному маршруту.
Терпение и труд
Москва не сразу строилась. Это не просто пословица, это золотое правило для тех, кто хочет достигать результатов, несмотря на обстоятельства, партнеров, погоду и даже недобросовестных застройщиков. Жители «Юго-Западного 2.2» прошли, пожалуй, самую тяжелую часть пути под названием ИЖС, даже выиграли в 2017 году деньги за второе место в городском конкурсе инициатив по развитию территории «Белгород меняется», представив свой проект по благоустройству детской площадки. К150 тысячам призовых рублей добавили 50 тысяч из своих карманов и построили в микрорайоне волейбольную площадку.
Оборачиваться назад — туда, где было чистое поле, — иногда не хочется, но все-таки полезно. Хотя бы для того, чтобы сравнить то, с чего когда-то начинал, с тем, что имеешь сейчас. Давайте обернемся вместе. Улично-дорожная сеть микрорайона — это почти 18 километров построенных дорог, это асфальтированные тротуары протяженностью почти пять километров, это шесть автобусных остановок и около сотни дорожных знаков. Добавляем в архив достижений водоснабжение (16 км) и водоотведение (почти 28 км), сеть наружного освещения (560 световых точек), газоснабжение микрорайона (почти 24 км), организацию вывоза твердых коммунальных отходов… Городские микрорайоны ИЖС не сразу становились центрами притяжения со всеми удобствами, где можно жить-поживать да добра наживать. Терпение и труд все перетрут, а может быть, и соседей вернут. Ведь жить в доме с видом на людей намного приятнее.
Владимир ПИСАХОВ