Усердие всё превозмогает

Усердие всё превозмогает

Усердие всё превозмогает

Клейнмихели доказывали это всей своей жизнью

> Исполнилось 225 лет со дня рождения графа П.А. Клейнмихеля, российского государственного деятеля, главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий Российской империи.

Его имя упоминается в знаменитой по­эме Н.А. Некрасова «Железная дорога». Помните строки эпиграфа — разговор в вагоне поезда мальчика Вани с отцом-ге­нералом? «Папаша! Кто строил эту доро­гу?» — «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

Граф оставил после себя серьезное на­следие — мосты, шоссе и железные доро­ги по всей империи, но в людской памяти остался неоднозначным, можно сказать, одиозным персонажем.

Стремительная карьера

С белгородским краем Клейнмихели были связаны своим имением в поселке Ивня тогда еще Курской губернии. После смерти прежнего владельца В.Н. Карам­зина в 1879 году село перешло в имение к его родственнику Константину Петровичу Клейнмихелю. Его отцом был граф Пётр Андреевич Клейнмихель.

Он родился в Санкт-Петербурге в 1793 году в немецкой дворянской семье. Фа­милия досталась от прадеда, которого за великанский рост прозвали маленький (klein) Михель. Последующие поколения Клейнмихелей обосновались в России, дед и отец служили в армии и при дворе. При рождении Петр по обычаям того времени был зачислен в дворянский полк, до начала службы получил прекрасное домашнее об­разование.

В 1812 году девятнадцатилетний Петр стал адъютантом всесильного графа Алек­сея Аракчеева. Юноша быстро продвигался по службе и уже в 1819 году был назначен начальником штаба военных поселений. Смерть Александра I и последовавшая за ней отставка царского фаворита Аракчеева никак не сказались на карьере Петра Ан­дреевича. В 1826 году он уже генерал-адъ­ютант в свите Николая I, сумевший, судя по всему, стать незаменимым сотрудником нового императора.

Клейнмихель брался за любое дело, вне зависимости от собственной компетентно­сти в нём. Он искренне полагал, что усер­дие способно заменить такие мелочи, как профессионализм.

В 1837 году в Зимнем дворце произошёл пожар. Из-за неисправности печей сгорели два этажа, и именно Клейнмихель вызвал­ся отремонтировать пострадавшее здание в рекордный срок — за год. Успешное и стре­мительное восстановление дворца принес­ло Клейнмихелю графский титул, славу и девиз к гербу: «Усердие всё превозмогает».

Незаменим во всех делах

Усердие не оставалось без высочайше­го внимания. В начале 1842 года Клейнми­хель уже исполнял обязанности военного министра, а в конце того же года занял пост главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями.

Под его руководством были построены первый постоянный мост через Неву и Ни­колаевский цепной мост в Киеве, налажена линия светового телеграфа между Петер­бургом и Варшавой, возведено новое зда­ние Эрмитажа, продолжилось строитель­ство Исаакиевского собора в столице.

Чрезвычайную энергию, решительность и твёрдость отмечали даже его недоброже­латели. Он обожал писать детальнейшие инструкции, очень аккуратно оформленные и не оставляющие простора для толкова­ния. Того же самого он добивался от под­чинённых.

Главным делом Петра Андреевича было сооружение железной дороги между Петер­бургом и Москвой. До него считалось, что в России строить железные дороги невоз­можно из-за погодных условий и отсутствия специалистов. Лишь немногие инженеры стажировались за границей, где набирались опыта железнодорожного строительства. Большинство же российских архитекторов и чиновников имело весьма приблизитель­ное представление о технологии постройки.

Пользуясь расположением царя, Клейн­михель сумел оградить сооружение доро­ги от всяких бюрократических проволочек, обеспечил стройку инструментами, в том числе и первыми американскими земле­ройными машинами (хотя основные работы все равно выполнялись вручную). Понимая, что требуется выполнить огромный объём работ, Клейнмихель активно привлекал к ним вольнонаемных крестьян. Строитель­ство велось в предельном темпе, условия труда были невероятно тяжёлыми. Рабо­чие жили в шалашах и землянках, часто вспыхивали эпидемии. Правда, оплата тру­да была неплохой, поэтому десятки тысяч людей постоянно трудились на сооружении «железки». Именно эта стройка и описана в самых мрачных тонах Н.А. Некрасовым:

Мы надрывались под зноем,

                          под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеидесятники,

Секло начальство, давила нужда…..

Все претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Для недобросовестных работников граф представлялся настоящим тираном, но в итоге сдержал своё обещание перед императором. Петербург-Московская же­лезная дорога, позднее переименованная в Николаевскую, была построена в срок и открыта в 1851 году. Она имела военно-стратегическое значение, способствовала развитию и экономическому подъему всего северо-западного региона страны.

Однако над головой чиновника уже сгу­щались тучи. Неуживчивый характер сде­лал Клейнмихеля предметом массовой не­любви, даже ненависти. В 1855 году, после смерти Николая I, Александр II отрешил его от должности, оставив почётный, но в дей­ствительности малозначительный чин чле­на Государственного совета. Делами этого учреждения стареющий чиновник практиче­ски не занимался.

3 февраля 1869 года Петр Андреевич тихо умер от воспаления лёгких.

Ивнянский наследник

На белгородской земле осталось быв­шее поместье Клейнмихелей, которым владел, как говорилось выше, сын Петра Андреевича — Константин Петрович. Кон­стантин Клейнмихель — действительный статский советник, почётный гражданин г. Курска, был удостоен многих наград и званий, оправдывая девиз, начертанный на фамильном гербе: «Усердие все превоз­могает». Немалые средства он вкладывал в благотворительность, организовывал му­зыкальные конкурсы для малоимущих. В Ивне построил больницу на 24 койки, где бесплатно оказывалась медицинская по­мощь населению из ближайших деревень, открыл Александро-Мариинскую церковно­приходскую школу с ремесленным отделе­нием. Такие школы в то время назывались «образцовыми»: там было два отделения (мужское и женское), для каждого были при­глашены учитель и учительница.

Константин Петрович приложил много сил для развития ивнянского хозяйства. Открыл древесный питомник, заложил пло­довый сад, построил оранжереи, развивал торфоразработки, усовершенствовал са­харное производство.

Ивнянское имение было его летней ре­зиденцией и включало в себя, помимо шко­лы и больницы, сахарный завод, несколько мельниц, пять хозяйств и великолепный дворцово-парковый комплекс. В парке с тенистыми аллеями стоял дворец в стиле позднего барокко, в окружении живописно­го пейзажного парка с каскадом прудов и с системой лесных озер. Ивнянский парк от­личался большим разнообразием редких хвойных и лиственных пород деревьев и ку­старников. В парке, между дворцом и боль­шим прудом, возвышалась церковь Святой Троицы, у которой находился семейный не­крополь.

Клейнмихели владели поместьем до Октябрьской революции. После 1917 года судьба поместья складывалась трагично: главный дом был разграблен, а затем унич­тожен пожарами, порушены церковь и не­крополь. В начале 1920-х годов в Ивне жил известный советский писатель А.П. Гайдар. В его повести «На графских развалинах» отражены события последних дней усадь­бы графа Клейнмихеля.

В настоящее время уцелевшая часть южного крыла дворца приспособлена под детский противотуберкулезный санаторий. Сохранившиеся фрагменты парка и пруды-каскады — украшение поселка Ивня и люби­мое место отдыха его жителей.

Потомки Клейнмихелей ныне живут во Франции, Германии, Великобритании, США.

Ксения БЕЛОУСЕНКО,

главный библиотекарь

отдела краеведческой литературы

универсальной научной библиотеки

 

Exit mobile version