Роспотребнадзор разъясняет
Управление Роспотребнадзора по Белгородской области в преддверии Нового года дает рекомендации по выбору детских игрушек
На сегодняшний день ассортимент товаров для детей велик и разнообразен, но самыми популярными были и остаются детские игрушки, особенно это актуально перед праздниками. Родителям, останавливая свой выбор на той или иной игрушке, необходимо обращать внимание не только на красочный внешний вид, но и на безопасность.
При выборе детских игрушек необходимо внимательно ознакомиться с имеющейся информацией о товаре, маркировкой, которая может быть нанесена на игрушку, упаковку или вкладыш, сопровождающий игрушку. Маркировка должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легкочитаемой, а также доступной для осмотра и идентификации.
Игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей, а также соответствовала требованиям безопасности.
Определившись с выбором игрушки, покупатель вправе самостоятельно или с помощью продавца наглядно ознакомиться с товаром и его свойствами.
Если приобретенная игрушка не имеет недостатков, но она не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, статьей 25 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя обменять такой товар у продавца в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. При этом необходимо соблюдение следующих условий: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Если нужного для замены товара в день обращения потребителя к продавцу не нашлось, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за игрушку денежной суммы. Требование потребителя о возврате денег в такой ситуации подлежит удовлетворению в течение трех дней.
Нельзя не отметить — электронные игрушки в этом контексте являются исключением.
Указанное ограничение содержится в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55.
Если же в приобретенной игрушке выявлены недостатки (которые не были оговорены продавцом при покупке), потребитель вправе предъявить продавцу, изготовителю (уполномоченной им организации или индивидуальному предпринимателю) либо импортеру одно из требований предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона:
— о замене на товар этой же марки (модели, артикула),
— о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,
— о соразмерном уменьшении покупной цены,
— об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы.
Обнаружив недостаток игрушки, обращайтесь к продавцу и сообщите ему о выявленных дефектах товара. Если на устное замечание продавец не реагирует, самым правильным шагом в защиту потребительских прав будет составление письменной претензии в его адрес. Претензия должна быть составлена в двух экземплярах. Один экземпляр передается продавцу, а на другом продавец должен сделать отметку о принятии претензии. При отказе продавца от получения претензии, ее следует направить по юридическому адресу организации заказным письмом с уведомлением о вручении. Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Используя на практике приведенную выше информацию, вы оградите своего ребенка от недоброкачественной игрушки, которая может навредить его здоровью, а себя — от ситуации, когда окажетесь введены в заблуждение недобросовестным продавцом.
В преддверии новогодних праздников управление Роспотребнадзора по Белгородской области совместно с консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» проводит тематическую «горячую линию» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбора новогодних подарков.
Специалисты проконсультируют потребителей по вопросам качества и безопасности детской одежды, обуви, игрушек, новогодних товаров, по детскому питанию, а также действующих нормативных гигиенических требований к категориям товаров.
Уважаемые потребители, звонки по вопросам качества и безопасности детских товаров принимаются с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 по телефону «горячей линии» — 8-800-222-04-31, телефону общественной приемной 34-41-35, а также 51-98-72 (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области»), либо в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (пр—т Славы, 25, 4-й этаж) по четвергам и вторникам с 09:00 до 13:00. «Горячая линия» продлится до 31 декабря.
Фото Бориса Ечина