Небесный покровитель

Небесный покровитель

Небесный покровитель

В городе отметили 264-ю годовщину преставления святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Торжества, посвященные чудотворцу, прошли в СпасоПреображенском кафедральном соборе Белгорода, где находятся его нетленные мощи.

Вечером 22 декабря, глава Белгородской митрополии совершил повечерие с чтением акафиста святителю Иоасафу, а также все­нощное бдение. Служение Божественной литургии возглавили митрополит Белго­родский и Старооскольский Иоанн, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, епископ Валуйский и Алексеевский Савва. Преосвященным архиереям сослужили ду­ховенство и благочинные митрополии.

По прочтении Святого Евангелия бел­городский архипастырь обратился к веру­ющим с проповедью. На сугубой ектении была прочитана молитва об умножении любви и единстве Церкви. Также за бого­служением была совершена хиротония вос­питанника четвертого курса Белгородской православной семинарии (с миссионерской направленностью) Андрея Коровина в сан диакона.

По окончании богослужения перед нет­ленными мощами святителя Иоасафа было совершено славление и прочитана молитва.

Молитва святителю Иоасафу в этот день звучала непрестанно. Первое богослужение началось в полночь в пещерке святителя

Иоасафа, на месте последнего обретения нетленных мощей святого. В кафедраль­ном Спасо-Преображенском соборе города Белгорода, где находятся мощи небесного покровителя Белогорья, начиная с глубокой ночи, было совершено четыре Божествен­ные литургии, за которыми Святых Христо­вых Тайн причастилось более восьмисот человек. Также были совершены многочис­ленные чтения акафистов месточтимому святому.

***

Как известно, в последний год жизни, посетив свой родной город Прилуки, свя­титель Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно Белгород. Оста­новившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, он тяжело заболел. 23 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

28 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архие­рейского дома, тело почившего святителя Иоасафа было отправлено в город Белго­род для погребения. Два с половиной месяца после кончины святителя Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троиц­ком соборе, не предаваясь тлению и не те­ряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих видели знамение бла­годати Божией, почивающей на святителе. Тело архипастыря оставалось непогребен­ным по 28 февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для со­вершения погребения Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церк­ви Божией гроб с телом архипастыря Иоаса­фа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого со­бора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Спустя 2 года после погребения св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь Иоасафа, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к одеждам его, покрову и гробу не коснулось даже малейшее тле­ние, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился по­всюду и стал привлекать ко гробу святите­ля многих недужных, которые по соверше­нии панихид о преставившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его и по вере своей получали исцеления.

Арсений КЛЮЙКО

ФОТО АВТОРА