Аристократ, талант и вольнодумец

Аристократ, талант и вольнодумец

11 декабря исполнилось 195 лет со дня рождения хорового дирижера и композитора Юрия Голицына

Его детство прошло в селе Богородское Новооскольского района Белгородской области, а также в имении дяди, участника Отечественной войны А.Б. Голицына в Холках Новооскольского уезда (ныне Чернянский район Белгородской области). В эти места он иногда приезжал, став взрослым.

Культурная среда

Юрий Голицын родился в 1823 году в Петербурге в знатной дворянской семье из рода литовских князей Гедиминовичей. Отец Николай Борисович Голицын был не­заурядной личностью — меценат, историк, богослов, литератор, ценитель искусств, музыкальный критик, прекрасный музыкант, пользовался широкой известностью в музы­кальных кругах России. Он был другом и ме­ценатом композитора Людвига ван Бетхове­на, состоял с ним в переписке. Три струнных квартета (так называемые «Голицынские квартеты») и увертюру «Освящение дома» Бетховен посвятил Н. Б. Голицыну.

Дом Голицыных в Санкт-Петербурге слыл одним из культурных центров сто­лицы. Известных деятелей искусств при­влекали гостеприимство и изысканный художественный вкус хозяев. Мать Елена Александровна, урожденная Салтыкова, была известна как хорошая пианистка. К сожалению, она рано ушла из жизни, и вос­питанием Юрия занимались многочислен­ные гувернеры, отчасти его бабушка Анна Александровна Голицына. Образование он получил в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в Харькове чиновником для особых поручений. Там встретил Ека­терину Николаевну Бахметьеву, впослед­ствии ставшую его женой. В семье роди­лось четверо детей — три дочери и сын.

До нас дошли портреты Голицына, кото­рые передают его аристократизм, гордость, проницательный взгляд темных глаз. Даже по его осанке чувствуется принадлежность к высшему обществу. Прекрасный словес­ный образ нарисован в повести «Князь Юрка Голицын» писателем Ю. Нагиби­ным: «… его любили и побаивались. У этого колосса с простодушным, открытым лицом, рано украсившимся великолепными бакен­бардами, усами и подусниками, был живой насмешливый ум, острый язык и всегдаш­няя готовность к действию: мужчину, даже родовитого, он мог запросто поколотить, а потом с величайшим хладнокровием вый­ти к барьеру, женщину смутить, выставить дурой. И все-таки его любили — за сердеч­ность, честность, размах, прямоту. Неда­ром профессор Московского университета А.З. Зиновьев говорил: «Даже самые недо­статки князя Голицына более симпатичны, чем достоинства других».

Все свободное время Юрий Николае­вич отдавал музыке, которой был увлечен с  раннего детства,  особенно  певческим искусством. В Петербурге он посещал кон­церты знаменитой Певческой капеллы ди­рижера Г.Я. Ломакина — нашего земляка, уроженца Борисовки, брал у него уроки му­зыки. Возможно, тогда и появилась у него идея создать собственный хор.

В 1841 году Голицын продолжил музы­кальное образование в Германии. В том же году, вернувшись в Россию, князь по­селился в родовом поместье Салтыки Там­бовской губернии (ныне с. Новочеркутино Добринского района Липецкой области), где избирался усманским, а затем тамбовским предводителем дворянства. В 1852 году получил диплом регента первого разряда с правом «учить церковному пению» и сочи­нять «новую церковную музыку». Теперь он мог осуществить свою мечту.

Хор князя Голицына

Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. «Голицына удивля­ло, — пишет Нагибин, — как быстро и тол­ково пошло у него с обучением хористок музыкальной грамоте. Запомнить молитвы и поучения святых отцов они никак не мог­ли, ему пришлось прибегнуть к самым кру­тым мерам, чтобы заставить их удержать в памяти несколько простых религиозных текстов, а нотные знаки осваивали с пора­жающей быстротой и легкостью. С голоса они и так умели, но он хотел привить им профессиональные навыки, сохраняя всю чистоту и подлинность народного исполне­ния. Помимо общих спевок, он занимался с певицами отдельно, открывая у них порой удивительные ноты. Он не признавал пения открытым звуком, а потому тщательно ста­вил хористам голоса». В этом ему помогал сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов — дед великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Хор князя Голицына имел невероятный успех не только благодаря великолепно­му подбору и выучке крепостных певцов, с каждым из которых он занимался лично, но и талантливой музыкальной трактовке исполняемых произведений. Своим хором Юрий Николаевич дирижировал сам и до­вел исполнение до совершенства.

Однако не следует думать, что увлече­ние таким благородным искусством, как музыка, делало князя тонкой отзывчивой натурой — нет, это был крепостник-барин со всеми жестокостями крепостнических при­вычек и замашек. За истязание своих крес­тьян он даже попал под суд.

В 1901 году «Козловская газета» поме­стила в двух своих номерах заметку о князе Голицыне под названием «Артист-барин»:

«…Певчих в княжеской капелле насчи­тывалось до 150 человек. Набирались они исключительно из собственных крепост­ных, голоса которых испытывались не под скрипку или какой-нибудь инструмент, а на конюшне, под розги конюхов… Испы­туемый, конечно, кричал во все легкие, во весь диапазон голосовых связок, по густо­те и звонкости которого князь, сидевший на террасе за чашкой кофе или чая, и судил о пригодности и талантах будущего певца. Бывали, разумеется, случаи и забраковок, за полною безголосностью сеченых. Хоро­шо ли жилось певчим у князя, который так старательно и с таким умением подбирал состав своей капеллы? Едва ли. Дома они ударялись в бега, их ловили, секли, водво­ряли…».

Такими жестокими методами был создан замечательный хор, с которым Юрий Нико­лаевич гастролировал не только по России, но и выезжал за границу. Коллектив про­существовал с 1842 по 1857 годы. Только недостаток средств заставил Голицына в конце концов распустить своих певцов. Он даже пытался продать хористов, да не кому-нибудь, а самому Александру II, но тот отказался. Через пару дней к голицын-скому хору проявил интерес некий заезжий чужеземец, который обратился за помощью к царю: «Куда девался удивительный хор князя Голицына? Я хотел бы купить у кня­зя его музыкантов». Александр приказал разыскать Голицына. «Хора больше нет!» -ответил царю Юрий Николаевич.

Вольнодумец в изгнании

Но свое любимое дело — хормейстерскую деятельность он не оставил. В 1858 году он уехал в Дрезден и давал там концерты. Параллельно с творчеством князь завел знакомства с прогрессивно настроенной молодежью и, будучи увлекающейся нату­рой, заразился «вольнодумными» идеями. Он вступил в переписку с опальным обще­ственным деятелем Александром Герценом и даже задумал дать вольную своим пев­цам. Это было еще до отмены крепостного права, поэтому высшее сословие расце­нило благородный порыв князя как грубую выходку, чуть ли не вызов обществу. Свои размышления об этом он опубликовал в «Колоколе» — первой русской революцион­ной газете, которую А.И. Герцен и Н. П. Ога­рев издавали в Лондоне, под заголовком «Эманципатор князь Ю. Н. Голицын».

Увлечение прогрессивными идеями не осталось незамеченным — Юрия Николае­вича лишили звания камергера и выслали в маленький городок Козлов (ныне Мичуринск Тамбовской области), где он жил в доме своего отца под надзором полиции. Там Голицыну с его широкой творческой нату­рой решительно негде было развернуться, «…из местных путного хора не соберешь, а по губернии ему ездить запрещено. И на какие средства мог бы он содержать сколь-нибудь стоящий хор?».

События разворачивались, словно в приключенческом романе: в 1860 году за­скучавший в провинции князь, не дождав­шись окончания ссылки, без паспорта бе­жал за границу, в Лондон.

Там он сумел устроиться по-русски, даже «нашел дом (как будто в Москве) с ворота­ми, которые гостеприимно были настежь от­крыты день и ночь, с утра стояла у крыльца пара серых коней, запряженная в коляску». Но спустя несколько лет весь этот блеск ис­чез. Князь истратил средства, вывезенные из России, и влез в большие долги.

Чтобы хоть как-то поправить свое поло­жение, Голицын дал несколько концертов в Лондоне. По воспоминаниям А.И. Герцена, «Лондон был удивлен княжеским титулом на афише, и во второй концерт зала была полна. Концерт был великолепный! Как Го­лицын успел так подготовить хор и оркестр, это его тайна — но концерт был совершен­но из ряду вон. Русские песни и молитвы, «Камаринская» и обедня, отрывки из оперы Глинки и из евангелья («Отче наш») — все шло прекрасно».

Однако концерты не приносили князю ожидаемого дохода, долги не уменьша­лись, издержки возрастали. Вскоре ему пришлось расстаться со слугами, которые думали, выезжая с хозяином в Лондон, что будут здесь жить лучше, чем в России. Го­лицын перестал пользоваться экипажем, стал ездить на общественном транспорте, а потом и вовсе ходить пешком из-за отсут­ствия средств к содержанию.

В конце концов, его даже посадили в лондонскую тюрьму за долги. Так как он обязался по контракту дирижировать орке­стром в Креморн-Гардене, то из тюрьмы его возили туда с полицейским и тем же поряд­ком обратно в тюрьму.

Родственники выкупили князя из тюрь­мы, а император Александр II, к которому он обратился с прошением, позволил вер­нуться в Россию. В 1862 году Юрий Никола­евич вернулся на родину, обосновавшись в Ярославле, где возобновил свои выступле­ния в качестве дирижера.

Нашествие русских звуков

После освобождения крестьян он со­ставлял хоры из любителей, с большим успехом выступал в городах России, в Бер­лине, Лондоне, Париже, Праге, Нью-Йорке. В репертуаре были произведения русских композиторов, а также русские народные песни.

Концерты встречали «громом и треском аплодисментов», называли «эстетическим нашествием русских звуков». Народные песни исполнялись акапельно, без сопро­вождения музыки, и таким образом Юрий Николаевич знакомил заграницу с нацио­нальным талантом и культурой.

Голицыну принадлежат несколько орке­стровых сочинений, в том числе фантазия «Освобождение» (1861) в честь отмены крепостного права в России, фортепиан­ные пьесы, несколько десятков романсов. Он также выступал как музыкальный кри­тик, оставил воспоминания «Прошедшее и настоящее». В советское время на основе этих мемуаров писатель Юрий Нагибин написал повесть под названием «Силь­нее всех иных велений» («Князь Юрка Го­лицын»), затем по его сценарию был снят одноименный художественный фильм.

Умер Ю.Н. Голицын 14 сентября 1872 года. Похоронен в Петербурге в Алексан-дро-Невской лавре.

В память о нем в Мичуринске Тамбов­ской области открыт литературно-музы­кальный музей, большая часть экспозиции которого посвящена роду Голицыных.

Ксения БЕЛОУСЕНКО,

главный библиотекарь

отдела краеведческой литературы

универсальной научной библиотеки

фото из фондов музея

Exit mobile version