11 декабря исполнилось 195 лет со дня рождения хорового дирижера и композитора Юрия Голицына
Его детство прошло в селе Богородское Новооскольского района Белгородской области, а также в имении дяди, участника Отечественной войны А.Б. Голицына в Холках Новооскольского уезда (ныне Чернянский район Белгородской области). В эти места он иногда приезжал, став взрослым.
Культурная среда
Юрий Голицын родился в 1823 году в Петербурге в знатной дворянской семье из рода литовских князей Гедиминовичей. Отец Николай Борисович Голицын был незаурядной личностью — меценат, историк, богослов, литератор, ценитель искусств, музыкальный критик, прекрасный музыкант, пользовался широкой известностью в музыкальных кругах России. Он был другом и меценатом композитора Людвига ван Бетховена, состоял с ним в переписке. Три струнных квартета (так называемые «Голицынские квартеты») и увертюру «Освящение дома» Бетховен посвятил Н. Б. Голицыну.
Дом Голицыных в Санкт-Петербурге слыл одним из культурных центров столицы. Известных деятелей искусств привлекали гостеприимство и изысканный художественный вкус хозяев. Мать Елена Александровна, урожденная Салтыкова, была известна как хорошая пианистка. К сожалению, она рано ушла из жизни, и воспитанием Юрия занимались многочисленные гувернеры, отчасти его бабушка Анна Александровна Голицына. Образование он получил в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в Харькове чиновником для особых поручений. Там встретил Екатерину Николаевну Бахметьеву, впоследствии ставшую его женой. В семье родилось четверо детей — три дочери и сын.
До нас дошли портреты Голицына, которые передают его аристократизм, гордость, проницательный взгляд темных глаз. Даже по его осанке чувствуется принадлежность к высшему обществу. Прекрасный словесный образ нарисован в повести «Князь Юрка Голицын» писателем Ю. Нагибиным: «… его любили и побаивались. У этого колосса с простодушным, открытым лицом, рано украсившимся великолепными бакенбардами, усами и подусниками, был живой насмешливый ум, острый язык и всегдашняя готовность к действию: мужчину, даже родовитого, он мог запросто поколотить, а потом с величайшим хладнокровием выйти к барьеру, женщину смутить, выставить дурой. И все-таки его любили — за сердечность, честность, размах, прямоту. Недаром профессор Московского университета А.З. Зиновьев говорил: «Даже самые недостатки князя Голицына более симпатичны, чем достоинства других».
Все свободное время Юрий Николаевич отдавал музыке, которой был увлечен с раннего детства, особенно певческим искусством. В Петербурге он посещал концерты знаменитой Певческой капеллы дирижера Г.Я. Ломакина — нашего земляка, уроженца Борисовки, брал у него уроки музыки. Возможно, тогда и появилась у него идея создать собственный хор.
В 1841 году Голицын продолжил музыкальное образование в Германии. В том же году, вернувшись в Россию, князь поселился в родовом поместье Салтыки Тамбовской губернии (ныне с. Новочеркутино Добринского района Липецкой области), где избирался усманским, а затем тамбовским предводителем дворянства. В 1852 году получил диплом регента первого разряда с правом «учить церковному пению» и сочинять «новую церковную музыку». Теперь он мог осуществить свою мечту.
Хор князя Голицына
Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. «Голицына удивляло, — пишет Нагибин, — как быстро и толково пошло у него с обучением хористок музыкальной грамоте. Запомнить молитвы и поучения святых отцов они никак не могли, ему пришлось прибегнуть к самым крутым мерам, чтобы заставить их удержать в памяти несколько простых религиозных текстов, а нотные знаки осваивали с поражающей быстротой и легкостью. С голоса они и так умели, но он хотел привить им профессиональные навыки, сохраняя всю чистоту и подлинность народного исполнения. Помимо общих спевок, он занимался с певицами отдельно, открывая у них порой удивительные ноты. Он не признавал пения открытым звуком, а потому тщательно ставил хористам голоса». В этом ему помогал сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов — дед великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
Хор князя Голицына имел невероятный успех не только благодаря великолепному подбору и выучке крепостных певцов, с каждым из которых он занимался лично, но и талантливой музыкальной трактовке исполняемых произведений. Своим хором Юрий Николаевич дирижировал сам и довел исполнение до совершенства.
Однако не следует думать, что увлечение таким благородным искусством, как музыка, делало князя тонкой отзывчивой натурой — нет, это был крепостник-барин со всеми жестокостями крепостнических привычек и замашек. За истязание своих крестьян он даже попал под суд.
В 1901 году «Козловская газета» поместила в двух своих номерах заметку о князе Голицыне под названием «Артист-барин»:
«…Певчих в княжеской капелле насчитывалось до 150 человек. Набирались они исключительно из собственных крепостных, голоса которых испытывались не под скрипку или какой-нибудь инструмент, а на конюшне, под розги конюхов… Испытуемый, конечно, кричал во все легкие, во весь диапазон голосовых связок, по густоте и звонкости которого князь, сидевший на террасе за чашкой кофе или чая, и судил о пригодности и талантах будущего певца. Бывали, разумеется, случаи и забраковок, за полною безголосностью сеченых. Хорошо ли жилось певчим у князя, который так старательно и с таким умением подбирал состав своей капеллы? Едва ли. Дома они ударялись в бега, их ловили, секли, водворяли…».
Такими жестокими методами был создан замечательный хор, с которым Юрий Николаевич гастролировал не только по России, но и выезжал за границу. Коллектив просуществовал с 1842 по 1857 годы. Только недостаток средств заставил Голицына в конце концов распустить своих певцов. Он даже пытался продать хористов, да не кому-нибудь, а самому Александру II, но тот отказался. Через пару дней к голицын-скому хору проявил интерес некий заезжий чужеземец, который обратился за помощью к царю: «Куда девался удивительный хор князя Голицына? Я хотел бы купить у князя его музыкантов». Александр приказал разыскать Голицына. «Хора больше нет!» -ответил царю Юрий Николаевич.
Вольнодумец в изгнании
Но свое любимое дело — хормейстерскую деятельность он не оставил. В 1858 году он уехал в Дрезден и давал там концерты. Параллельно с творчеством князь завел знакомства с прогрессивно настроенной молодежью и, будучи увлекающейся натурой, заразился «вольнодумными» идеями. Он вступил в переписку с опальным общественным деятелем Александром Герценом и даже задумал дать вольную своим певцам. Это было еще до отмены крепостного права, поэтому высшее сословие расценило благородный порыв князя как грубую выходку, чуть ли не вызов обществу. Свои размышления об этом он опубликовал в «Колоколе» — первой русской революционной газете, которую А.И. Герцен и Н. П. Огарев издавали в Лондоне, под заголовком «Эманципатор князь Ю. Н. Голицын».
Увлечение прогрессивными идеями не осталось незамеченным — Юрия Николаевича лишили звания камергера и выслали в маленький городок Козлов (ныне Мичуринск Тамбовской области), где он жил в доме своего отца под надзором полиции. Там Голицыну с его широкой творческой натурой решительно негде было развернуться, «…из местных путного хора не соберешь, а по губернии ему ездить запрещено. И на какие средства мог бы он содержать сколь-нибудь стоящий хор?».
События разворачивались, словно в приключенческом романе: в 1860 году заскучавший в провинции князь, не дождавшись окончания ссылки, без паспорта бежал за границу, в Лондон.
Там он сумел устроиться по-русски, даже «нашел дом (как будто в Москве) с воротами, которые гостеприимно были настежь открыты день и ночь, с утра стояла у крыльца пара серых коней, запряженная в коляску». Но спустя несколько лет весь этот блеск исчез. Князь истратил средства, вывезенные из России, и влез в большие долги.
Чтобы хоть как-то поправить свое положение, Голицын дал несколько концертов в Лондоне. По воспоминаниям А.И. Герцена, «Лондон был удивлен княжеским титулом на афише, и во второй концерт зала была полна. Концерт был великолепный! Как Голицын успел так подготовить хор и оркестр, это его тайна — но концерт был совершенно из ряду вон. Русские песни и молитвы, «Камаринская» и обедня, отрывки из оперы Глинки и из евангелья («Отче наш») — все шло прекрасно».
Однако концерты не приносили князю ожидаемого дохода, долги не уменьшались, издержки возрастали. Вскоре ему пришлось расстаться со слугами, которые думали, выезжая с хозяином в Лондон, что будут здесь жить лучше, чем в России. Голицын перестал пользоваться экипажем, стал ездить на общественном транспорте, а потом и вовсе ходить пешком из-за отсутствия средств к содержанию.
В конце концов, его даже посадили в лондонскую тюрьму за долги. Так как он обязался по контракту дирижировать оркестром в Креморн-Гардене, то из тюрьмы его возили туда с полицейским и тем же порядком обратно в тюрьму.
Родственники выкупили князя из тюрьмы, а император Александр II, к которому он обратился с прошением, позволил вернуться в Россию. В 1862 году Юрий Николаевич вернулся на родину, обосновавшись в Ярославле, где возобновил свои выступления в качестве дирижера.
Нашествие русских звуков
После освобождения крестьян он составлял хоры из любителей, с большим успехом выступал в городах России, в Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Нью-Йорке. В репертуаре были произведения русских композиторов, а также русские народные песни.
Концерты встречали «громом и треском аплодисментов», называли «эстетическим нашествием русских звуков». Народные песни исполнялись акапельно, без сопровождения музыки, и таким образом Юрий Николаевич знакомил заграницу с национальным талантом и культурой.
Голицыну принадлежат несколько оркестровых сочинений, в том числе фантазия «Освобождение» (1861) в честь отмены крепостного права в России, фортепианные пьесы, несколько десятков романсов. Он также выступал как музыкальный критик, оставил воспоминания «Прошедшее и настоящее». В советское время на основе этих мемуаров писатель Юрий Нагибин написал повесть под названием «Сильнее всех иных велений» («Князь Юрка Голицын»), затем по его сценарию был снят одноименный художественный фильм.
Умер Ю.Н. Голицын 14 сентября 1872 года. Похоронен в Петербурге в Алексан-дро-Невской лавре.
В память о нем в Мичуринске Тамбовской области открыт литературно-музыкальный музей, большая часть экспозиции которого посвящена роду Голицыных.
Ксения БЕЛОУСЕНКО,
главный библиотекарь
отдела краеведческой литературы
универсальной научной библиотеки
фото из фондов музея