• Книжная графика
12+
Иллюстрации к произведениям писателя представлены в Белгороде
> Выставка «Образы немеркнущих страниц. Книжная графика по произведениям М.А. Шолохова» работает в литературном музее. На ней представлены экспонаты из фондов государственного музея—заповедника М.А. Шолохова.
Работы известных художников-иллю-страторов Ореста Верейского, Юрия Реброва, Виктора Гальдяева, Владимира Бакланова, Валентины и Леонида Петровых, Кукрыниксов приглашают в увлекательное путешествие по страницам произведений писателя. Они погружают в мир его героев, дают возможность нового прочтения его произведений. Каждый из иллюстраторов неповторим по стилю рисунка, и талантливо изобразил эпизоды из «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Донских рассказов», «Судьбы человека» и «Они сражались за Родину».
Ю.П. Ребров. Знамя полка. Иллюстрация к роману «Они сражались за Родину». 1984 г. Бумага, акварель, тушь.
Объединяющим началом выставки служит портрет М.А. Шолохова, созданный В. Дорожинским в оригинальной манере -он выполнен рукописным шрифтом и включает более восьми глав романа «Поднятая целина».
История иллюстрирования книг М.А. Шолохова начинается в 1920-е годы, когда стали публиковаться и выходить отдельными изданиями его ранние произведения. На выставке к первым публикациям, собранным в сборник «Донские рассказы», представлены иллюстрации, выполненные в 1980-х годах. Рисунки московского художника В. Гальдяева и ростовского графика В. Бакланова передают яркие образы героев в событиях гражданской войны. Авторы выбрали для этого самые напряженные моменты повествования.
Многие художники обращались к иллюстрированию романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Наиболее удачными и достоверно отражающими жизнь казаков признаны работы О. Верейского и Ю. Ре-брова. К «Тихому Дону» О. Верейский обратился в 1951-1952 годах. Он создал 47 рисунков и полосных иллюстраций чёрно-белой и цветной акварелью, сосредоточив внимание на раскрытии характеров героев романа. М.А. Шолохову нравились рисунки Верейского. В 1975 году, когда готовилось издание собрания сочинений писателя в приложении к журналу «Огонёк», он посоветовал дать иллюстрации именно этого художника. И позже книги Шолохова выходили огромными тиражами в разных издательствах с иллюстрациями О. Верейского.
Пятьдесят рисунков к роману «Поднятая целина» О. Верейский создавал тринадцать лет. Он сменил технику акварели на рисунок пером и кистью. Особое внимание уделял обрисовке исторического фона событий. Виртуозно владея техникой, смог убедительно и реалистично воссоздать картины сложного времени.
Ю. Ребров над иллюстрациями к роману «Тихий Дон» работал около десяти лет. Он несколько раз выезжал на Дон, в шолоховский край, жил на хуторах и станицах, наблюдал за жизнью казаков, любовался природой и создал целую изобразительную эпопею, полагаясь только на своё собственное восприятие романа. За серию иллюстраций к роману Юрий Ребров был удостоен серебряной медали Академии художеств СССР. В 1959 году он выполнил рисунки к главам романа «Они сражались за Родину». Они отличаются тонким раскрытием образов. С большим мастерством выписаны батальные, драматические и юмористические сцены.
Один из разделов выставки — это рисунки к произведениям Шолохова о Великой Отечественной войне Валентины и Леонида Петровых, Юрия Реброва, Кукрыниксов. В них ярко и образно отражена жизнь советского солдата. Двадцать семь эстампов Петровых к рассказу «Судьба человека» хранятся в фондах музея-заповедника М.А. Шолохова. Их работы в технике офорта — не пересказ текста, а размышления над прочитанным, попытка языком искусства показать нравственную силу советского человека в борьбе с фашизмом. Работа художников была высоко оценена и удостоена большой серебряной медали на выставке книжной графики в Берлине.
Часть экспозиции в музее составляют иллюстрации Кукрыниксов к рассказу «Судьба человека». К нему художники обратились в 1963 году и выполнили более 23 рисунков. Почти все сюжеты немецкой оккупации, и особенно концлагеря, изображены в мрачной, тяжёлой гамме. И наоборот, радостные эпизоды — в ярком солнечном освещении.
В письме сотрудникам музея-заповедника Кукрыниксы о своей работе написали так: «Мы решили иллюстрировать рассказ потому, что в этом небольшом по размеру произведении увидели огромную, волнующую всех тему — силу советского человека. Силу, которую не смогла сломить даже война с ее страшными последствиями: потерей семьи и дома, смертью товарищей, чудовищными страданиями в фашистских концлагерях. Во время наших поездок по фронтовым дорогам, по освобожденным от фашистской оккупации городам и селам мы встретили немало трагичного. Наши бойцы были первыми людьми, перед которыми открывалось огромное человеческое горе, их со слезами радости встречало население, они поднимали на руки осиротевших детей…
О.Г. Верейский. Свадьба Григория и Натальи. Иллюстрация к «Тихому Дону». 1951-1952 гг. Тушь, бумага, акварель.
Эти воспоминания ожили через много лет после войны, когда мы прочли рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Он написан настолько правдиво и ярко, что перед нашими глазами снова развернулись картины героического военного времени.
Как и во всякой работе, мы долго, иногда мучительно искали типаж, обстановку, картины природы, все время обращаясь к виденному и пережитому».
Выставка организована при финансовой поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры «Наследие» в Белгородской области. Она продлится до 17 декабря.
Наталья БУХАНЦОВА