Возвращение к Шолохову

Возвращение к Шолохову

• Книжная графика

12+

Иллюстрации к произведениям писателя представлены в Белгороде

> Выставка «Образы немеркнущих страниц. Книжная графика по произведениям М.А. Шолохова» работает в литературном музее. На ней представлены экспонаты из фондов государственного музеязаповедника М.А. Шолохова.

Работы известных художников-иллю-страторов Ореста Верейского, Юрия Реброва, Виктора Гальдяева, Владимира Ба­кланова, Валентины и Леонида Петровых, Кукрыниксов приглашают в увлекательное путешествие по страницам произведений писателя. Они погружают в мир его героев, дают возможность нового прочтения его произведений. Каждый из иллюстраторов неповторим по стилю рисунка, и талантли­во изобразил эпизоды из «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Донских рассказов», «Судьбы человека» и «Они сражались за Родину».

Ю.П. Ребров. Знамя полка. Иллюстрация к роману «Они сражались за Родину». 1984 г. Бумага, акварель, тушь.

Объединяющим началом выставки слу­жит портрет М.А. Шолохова, созданный В. Дорожинским в оригинальной манере -он выполнен рукописным шрифтом и вклю­чает более восьми глав романа «Поднятая целина».

История иллюстрирования книг М.А. Шо­лохова начинается в 1920-е годы, когда ста­ли публиковаться и выходить отдельными изданиями его ранние произведения. На выставке к первым публикациям, собран­ным в сборник «Донские рассказы», пред­ставлены иллюстрации, выполненные в 1980-х годах. Рисунки московского худож­ника В. Гальдяева и ростовского графика В. Бакланова передают яркие образы геро­ев в событиях гражданской войны. Авторы выбрали для этого самые напряженные мо­менты повествования.

Многие художники обращались к ил­люстрированию романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Наиболее удачными и достоверно отражающими жизнь казаков признаны работы О. Верейского и Ю. Ре-брова. К «Тихому Дону» О. Верейский обратился в 1951-1952 годах. Он создал 47 рисунков и полосных иллюстраций чёрно-белой и цветной акварелью, сосредоточив внимание на раскрытии характеров героев романа. М.А. Шолохову нравились рисунки Верейского. В 1975 году, когда готовилось издание собрания сочинений писателя в приложении к журналу «Огонёк», он посо­ветовал дать иллюстрации именно этого художника. И позже книги Шолохова выхо­дили огромными тиражами в разных изда­тельствах с иллюстрациями О. Верейского.

Пятьдесят рисунков к роману «Поднятая целина» О. Верейский создавал тринад­цать лет. Он сменил технику акварели на рисунок пером и кистью. Особое внимание уделял обрисовке исторического фона событий. Виртуозно владея техникой, смог убедительно и реалистично воссоздать кар­тины сложного времени.

Ю. Ребров над иллюстрациями к рома­ну «Тихий Дон» работал около десяти лет. Он несколько раз выезжал на Дон, в шоло­ховский край, жил на хуторах и станицах, наблюдал за жизнью казаков, любовался природой и создал целую изобразитель­ную эпопею, полагаясь только на своё собственное восприятие романа. За серию иллюстраций к роману Юрий Ребров был удостоен серебряной медали Академии художеств СССР. В 1959 году он выполнил рисунки к главам романа «Они сражались за Родину». Они отличаются тонким рас­крытием образов. С большим мастерством выписаны батальные, драматические и юмористические сцены.

Один из разделов выставки — это рисун­ки к произведениям Шолохова о Великой Отечественной войне Валентины и Леони­да Петровых, Юрия Реброва, Кукрыниксов. В них ярко и образно отражена жизнь со­ветского солдата. Двадцать семь эстампов Петровых к рассказу «Судьба человека» хранятся в фондах музея-заповедника М.А. Шолохова. Их работы в технике офорта — не пересказ текста, а размышления над прочи­танным, попытка языком искусства показать нравственную силу советского человека в борьбе с фашизмом. Работа художников была высоко оценена и удостоена большой серебряной медали на выставке книжной графики в Берлине.

Часть экспозиции в музее составляют ил­люстрации Кукрыниксов к рассказу «Судьба человека». К нему художники обратились в 1963 году и выполнили более 23 рисунков. Почти все сюжеты немецкой оккупации, и особенно концлагеря, изображены в мрач­ной, тяжёлой гамме. И наоборот, радостные эпизоды — в ярком солнечном освещении.

В письме сотрудникам музея-заповед­ника Кукрыниксы о своей работе написали так: «Мы решили иллюстрировать рассказ потому, что в этом небольшом по размеру произведении увидели огромную, волну­ющую всех тему — силу советского челове­ка. Силу, которую не смогла сломить даже война с ее страшными последствиями: по­терей семьи и дома, смертью товарищей, чудовищными страданиями в фашистских концлагерях. Во время наших поездок по фронтовым дорогам, по освобожденным от фашистской оккупации городам и селам мы встретили немало трагичного. Наши бойцы были первыми людьми, перед которыми от­крывалось огромное человеческое горе, их со слезами радости встречало население, они поднимали на руки осиротевших де­тей…

О.ГВерейскийСвадьба Григория и Ната­льиИллюстрация к «Тихому Дону». 1951-1952 ггТушьбумагаакварель.

Эти воспоминания ожили через много лет после войны, когда мы прочли рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Он напи­сан настолько правдиво и ярко, что перед нашими глазами снова развернулись карти­ны героического военного времени.

Как и во всякой работе, мы долго, ино­гда мучительно искали типаж, обстановку, картины природы, все время обращаясь к виденному и пережитому».

Выставка организована при финансовой поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры «Наследие» в Белгородской области. Она продлится до 17 декабря.

Наталья БУХАНЦОВА

Exit mobile version