Сегодня гость проекта «Жить в Белгороде» — актриса БГАДТ им. М.С. Щепкина Вероника Васильева. Мы говорим о театре, мечте, ролях и зрителях.
СПРАВКА «НБ
Вероника Васильева родилась 24 декабря 1982 года. Закончила театральный факультет Саратовской государственной консерватории. С 2003 года — актриса БГАДТ им. Щепкина. Лауреат областной премии «Молодость Белгородчины», областной театральной премии им. М.С.Щепкина. Удостоена дипломов Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» и Международного театрального форума «Золотой Витязь». Из последних наград — лауреат Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» (апрель 2018 г., отмечен лучший актёрский дуэт: Вероника Васильева (Софья) и Дмитрий Гарнов (Муратов) в спектакле «Зыковы» М. Горького).
— Я родилась в Алтайском крае. Но поскольку отец военный, пришлось много переезжать. В школу пошла в Москве, и в октябрята меня принимали на Красной площади. В третьем классе оказалась у бабушки в Белоруссии, там набралась колоритных песен и белорусского говора. И там же получился провал в образовании. Когда мы вернулись в Россию, стало понятно, насколько разной была подготовка.
— Переезд с места на место, смена школ для Вас это было тяжело?
— Для меня — да. Я стеснительный человек, интроверт. Каждый раз приходилось заново знакомиться, заводить друзей — находить себя в этой маленькой детской жизни. А насчёт выбора профессии…. Я долго не могла определиться, чем хочу заниматься. Мне нравились зооветеринарные факультеты, химико-биологические. Но не хватало подготовки. В старших классах пришлось перевестись в гимназию, где дети знали по три языка, а я пришла из обычной школы и, конечно, отставала от других учеников. Правда, ни ребята, ни учителя меня не обижали: спасала самодеятельность, я частенько становилась участницей и ведущей мероприятий. Вот тогда и появилось желание заниматься чем-то таким. При Саратовской консерватории был театральный факультет. И я поступила.
— Исполнилась мечта стать актрисой?
— Не было такой мечты, всё произошло случайно. Советское телевидение очень часто транслировало балет «Лебединое озеро». Мне нравилось: белая балетная пачка, колготки, диадема. Я любила танцевать. Просила бабушку смотреть на меня — умирающего лебедя, а потом хлопать в ладоши и дарить мне искусственные цветы, они обычно стояли на телевизоре. Но у танцоров короткая творческая жизнь и выбор был сделан в пользу театрального факультета. А стремление к творчеству — от родителей. Они занимались в самодеятельности. Сейчас отец работает в Белгородском юридическом институте МВД, полковник полиции.
— Кому из педагогов Вы особенно благодарны?
— Абсолютно всем. У меня мастер Римма Ивановна Белякова, в своё время она закончила школу-студию МХАТ, а совсем недавно за педагогическую деятельность получила «Золотую маску». Влияние оказали многие педагоги. По фехтованию, по
русскому классическому танцу, по современному танцу. Всё это педагоги старой школы, харизма-тичные люди. Я поступила очень рано — в 16 лет. Для меня открылся совершенно другой мир.
— При этом Вы говорите, что «стеснительная», «интроверт». И как это может сочетаться?
— Не знаю. Я занималась кунг-фу, стрельбой из пистолета, конным спортом. Была разносторонней, но каких-то личных историй у меня не было. И это было проблемой. Педагог делала замечания, «повеселиться у тебя хорошо получается», а вот какие-то драматические отрывки совершенно не шли. Мне сложно было представить: парень ушёл в армию — она его не дождалась, он вернулся — выясняют отношения. Педагог говорила: «Надо бередить себя, Вероника, надо окошечки открывать в эти стороны».
— Вы закончили театральный факультет в 2003 году. Почему и как выбрали белгородский театр?
— В нашем театре работает много выпускников саратовского института. Однажды к Римме Ивановне в Саратов приехал ее выпускник — Денис Бгавин, мы были на третьем курсе, он рассказывал нам о театре, городе, интересных режиссёрах, показывал фотографии. Уже тогда я подумала о Белгороде. А потом, когда мы выступали с дипломным спектаклем в Москве, приехал режиссёр Алексей Литвин, он работал здесь и, видимо, отбирал артистов. Он выписал несколько фамилий и сказал: «Если хотите, можете попробовать поработать в Белгороде». Мы ведь, как все выпускники театральных вузов, сначала поехали в столицу. Пробовались, стучались в театр «У Никитских ворот», показывались Дорониной, Табакову, Райкину. Нас смотрели, потом говорили: спасибо, вы хорошие ребята, до свидания. Вернувшись в Саратов, я решила, что позвоню в Белгород.
— Первые впечатления от работы в театре?
— Мне сразу дали роль. Причём в спектакле у именитого режиссера, народного артиста России Владимира Андреева. Это была роль Элис в постановке «Лев зимой». Андреев — режиссер-педагог и со мной мягко работал. Что ни сделаю, он всё время говорил: «Умница. Молодец». Но, знаете, я поначалу не могла читать. Когда рядом с тобой заслуженные артисты Виталий Алексеевич Стариков, Марина Александровна Русакова, мне казалось, получается не с теми интонациями, не с теми паузами. Был стресс. Помню, в какой-то момент Владимир Андреев остановил репетицию и спросил: «Вероника, что такое? Ты боишься Марину Александровну?». Я смотрю на неё, она мне по-доброму улыбается, и говорю: «Ну, нет». «Ты боишься Виталия Алексеевича?». Я подумала, если скажу «боюсь», это будет глупо выглядеть. Говорю: «Нет». «Ну, так в чём дело? Давай уже погромче!». Было такое. Они мои большие учителя. И я каждому очень благодарна.
— За 15 лет работы в театре у Вас 26 ролей. Как менялись Ваши роли, как они меняли Вас?
— Мне кажется, я раньше была жестче. Меня очень смягчило материнство. А роли как-то плавно вплетаются в жизнь. Бывало такое: получишь роль и понимаешь, такая ситуация уже была в моей жизни. А бывало и так, что сначала это было в роли, а потом ситуация «догоняла» меня. Могу сказать, что иногда бывают очень тяжелые репетиции. Но, как ни странно, чем тяжелее, тем лучше получается спектакль.
— А как выходите из образа? Овации, занавес, что потом?
— У нас очень благодарный зритель. Спасибо ему за это. А потом пустота. Но это у всех артистов. Когда ты живёшь этим, каждый день погружаясь, а потом всё резко заканчивается, обрывается — пустота. На время работы над спектаклем артисты очень сплачиваются.
— У Вас растёт сын, он проявляет актёрские способности?
— Сыну шесть лет, он очень артистичный, иногда меня это пугает. Я стараюсь не развивать в нём такие качества. Мне кажется, это не совсем мужская профессия. Не хочу никого обижать, но есть такое выражение: актриса больше, чем женщина, в театре, а актёр, меньше чем мужчина.
— Вы стали ведущей актрисой. Чувствуете в себе силу, способную творить всё?
— Я остаюсь всё тем же стеснительным интровертом. Каждый раз преодолевая
себя. Каждый раз настраивая себя на то, о чём вы говорите: я могу, я пойду, я это сделаю.
— Взаимоотношения в театре — это больше семья или каждый актёр должен решать свою задачу, стремиться к лидерству, славе?
— Наш руководитель Виктор Иванович Слободчук всё строит по принципу семьи. Без какого-то лукавства каждому артисту есть за что сказать спасибо руководителю. Другое дело, как в любой семье, мы можем друг другу надоесть, устать друг от друга. Тем не менее, он воспитывает в нас чувства взаимопомощи, сопереживания, чтобы мы болели друг за друга и создавали что-то общее. А ещё у него есть легендарная фраза: «Результат всех помирит». И это так. В 2007 году у меня был период, когда я хотела уехать. Так бывает у многих молодых артистов, когда кажется, что надо что-то ещё попробовать, поискать себя. Виктор Иванович убедил остаться, и он всё для этого сделал. Я ни разу не пожалела, спасибо ему за это. Понимаете, театр — когда он попадает в организм, без него уже невозможно. Нам педагог ещё в институте говорил: все, кто уходят из профессии, очень страдают и потом пытаются вернуться. Я не смогла бы жить без театра, без зрителя, без творчества. Другое дело, что сейчас плюс к театру интересно заниматься чем-то ещё. Вот в белгородской филармонии дирижёр Дмитрий Филатов предложил поработать с симфоническим оркестром в качестве чтеца. Это интересно.
— А Вы чувствуете свою популярность в Белгороде? Зрители Вас любят.
— Вы знаете, за 15 лет этот город стал родным. Люди на улице очень часто здороваются, я тоже. У меня почему-то больше поклонницы, а не поклонники, в основном женщины. Поздравляют с днём рождения, праздниками. Это очень приятно.
— В заключение традиционный для наших гостей вопрос, что для Вас значит жить в Белгороде?
— Теперь уже это мой город. Я живу в центре. Гражданский проспект, Соборная площадь — всё рядом. Это уже мой мир. Здесь моя работа, моя семья. У меня растёт сын, рождённый в Белгороде.
Беседовала Елена ТРИЩЕНКО
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ АРХИВА БГАДТ