Антимонопольщики на страже интересов населения
ФАС России опубликовала информацию о лучших региональных практиках развития конкуренции и нарушениях антимонопольного законодательства органами власти субъектов РФ за 2017 год. Почему Белгородская область попала как в «чёрный», так и в «белый» списки? Какие нарушения антимонопольного законодательства встречаются чаще всего? На эти и другие вопросы отвечает Алексей Викторович Ширков, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области.
— Вы не так давно стали руководителем управления. Какие—то выводы о нашей региональной службе уже можно сделать?
— Делать выводы о работе за 2018 год пока преждевременно и сделает это в январе-феврале будущего года центральный аппарат. Со своей стороны могу отметить, что за тот небольшой период, что я здесь работаю, могу сделать вывод, коллектив в целом достаточно работоспособный, готовый выполнять поставленные задачи. А дальше будем развиваться, смотреть, на что обратить особое внимание.
—Не так давно ФАС России опубликовала информацию о лучших практиках развития конкуренции и нарушениях антимонопольного законодательства органами власти субъектов Российской Федерации за прошлый 2017 год. Наш регион попал и в «черную», и «белую» книги ФАС России. Какие критерии при этом учитывались?
— Это уже многолетняя практика Федеральной антимонопольной службы, когда по итогам календарного года, просматриваются решения со стороны органов власти, как положительно влияющие на конкуренцию, на развитие товарных рынков, так и отрицательно. Это, соответственно, «белая» и «черная» книги. Если брать Белгородскую область, то в «черную» книгу вошло дело по нарушению антимонопольного законодательства со стороны администрации Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» на рынке пассажирских перевозок, когда администрация отказалась одномоментно от услуг пассажирской компании, и уже практически на следующий день без проведения торгов было выбрано перевозчиком ООО «ТрансАльянс». Здесь налицо ограничение прав других перевозчиков и еще надо отметить, что необходимо было для организации перевозок более ста автобусов. У общества такого количества не было и администрация пошла на переговоры с другими перевозчиками, чтобы они предоставили свои автобусы. Таким образом были установлены признаки ограничения конкуренции, ущемление прав других субъектов на данном рынке, и поэтому было принято решение о направлении информации о данном деле для включения в «черную» книгу, как пример антиконкурентного соглашения между администрацией и хозяйствующим субъектом.
— А в «белой» книге?
— Было предложено несколько документов, в частности, постановление губернатора Белгородской области от 30.06 № 49 «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства». Это перевод транспортных средств Белгородской области на газомоторное топливо, строительство авто-газозаправочных станций, станций техобслуживания, в результате чего новые хозяйствующие субъекты вовлекаются в экономику региона. Наконец, это создание новых рабочих мест. Здесь мы усматриваем как раз положительную практику по развитию конкуренции в регионе. Также мы приняли решение о включении в «белую» книгу решения правительства Белгородской области о так называемом электронном магазине малых закупок.
— Может быть, Вы приведете пример каких—то наиболее нашумевших дел в текущем году.
— Если брать антимонопольное законодательство, то это решение в отношении некоторых хозсубъектов на рынке продажи медицинских товаров. Здесь в течение нескольких лет группа лиц участвовала в аукционах с целью удержания цены на максимальном уровне, чтобы в дальнейшем один из участников группы стал победителем и получил по контракту максимальную цену с целью заработать денег. Таких фактов было выявлено на территории Белгородской области 59.
— Что касается закона «О рекламе», то, что происходит в этой сфере?
— Здесь больше всего нарушений связано с незаконными рекламными СМС-рассылками без согласия абонентов. Все, наверно, с этим сталкивались. Количество нарушений снизилось за последнее время, но все равно составляет большую часть нарушений рекламного закона.
— И немного о хлебе насущном. Вы мониторите рост инфляции, рост цен на продовольственную корзину? Как здесь происходит контроль со стороны антимонопольной службы?
— В 2014 году начались антисанкци-онные мероприятия, и тогда мониторинг цен на продовольственную корзину из 12 товаров проводился еженедельно. Надо сказать, что эти меры возымели свое действие, и скачка цен удалось избежать. В тех субъектах, в которых были допущены необоснованные повышения цен, поставщики и производители были привлечены к ответственности. Тогда ситуацию удалось стабилизировать. Сейчас мы продолжаем проводить мониторинг, и в течение месяца запрашиваем цены и смотрим на их изменение у производителей и поставщиков указанных видов продовольственных товаров.
— Еще один вопрос, волнующий граждан — это вопрос тарифного регулирования.
— Сотрудники антимонопольного органа участвуют в заседаниях тарифных комиссий с правом совещательного голоса. И если мы видим, что наблюдается незаконное включение необоснованных затрат в тарифные заявки, то данная информация направляется в ФАС России, которая определяет конкретную меру воздействия, выдает соответствующее предписание.
— Широкое обсуждение также получил рост цен на бензин, который многие считают необоснованным. Как здесь обстоит ситуация?
— Нами были получены четкие указания, что объемы поставляемого бензина на внутреннем рынке должны превышать уровень 2017 года не менее чем на три процента. Это положение выполняется. Также установлена индикативная цена на 92 и 95 бензин, дизельное топливо. Независимые поставщики не могут повышать эту цену более чем на четыре процента. Эта информация доведена до них, также они должны представлять нам информацию о случаях отказа оптовых поставщиков в поставке топлива, либо снижения объемов поставок. Думаю, что эти меры будут четко соблюдаться.
Беседовала Елена СТАРОСТОВА
Фото Бориса Ечина