Любящая Васъ Тимофеевна

Любящая Васъ Тимофеевна

Любящая Васъ Тимофеевна

История жизни и любви

Чехов глазами белгородской художницы Так называется выставка в Белгородском литературном музее. В экспозицииматериалы из фондов музеязаповедника А.П. Чехова «Мелихово», Государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, Домамузея писателя в Ялте: фотографии, документы, этюды.

Антон Павлович пользовался большим успехом у жен­щин. Среди поклонниц была и белгородская художница, подруга Марии Павловны Чеховой — Мария Тимофеевна Дроздова. Она из тех влюблённых в Чехова женщин, ко­торая понимала, что писатель никогда не будет принадле­жать только ей, и всю жизнь просто любила.

Мария Дроздова родилась 25 июня 1871 года в Белго­роде в семье купца, почетного гражданина. В 1894 году она поступила в Строгановское центральное училище тех­нического рисования, которое закончила в мае 1900 года. Вся жизнь художницы прошла в Москве, где она служила преподавателем рисования в гимназии Потоцкой, давала уроки, писала натюрморты и пейзажи. В последние годы из-за тяжелого материального положения Мария Тимофеевна оказалась лишенной своего любимого занятия — живописи. Не на что было купить краски и кисти. Поэтому она стара­лась восполнить духовный пробел посещениями художе­ственных выставок, общением с природой, стала бывать в архитектурном институте, где училась её племянница. В здание института всегда входила с трепетной радостью и грустью. Ведь в нём когда-то размещалось Строгановское училище. Там зародились и окрепли девичьи мечты, состо­ялось знакомство и завязалась дружба с М.П. Чеховой. В ту пору были милое Мелихово и творческие искания.

.Мелиховородное и близкое

С сестрой писателя Марией Павловной Дроздова позна­комилась на вечерних классах рисования в Строгановском училище. В ноябре 1895 года М. Чехова настояла на по­ездке в Мелихово, где Мария Тимофеевна впервые уви­дела Антона Павловича. «Хмурое холодное небо, чёрный силуэт кучера, невылазная грязь глинистой почвы, покой и тишина — вот первое, что навсегда запомнилось мне об этой поездке», — позднее вспоминала Дроздова. Незнакомую го­стью обитатели мелиховской усадьбы встретили с боль­шим радушием. Вскоре ее поездки в Мелихово стали ча­стыми — она ехала в усадьбу после занятий каждую субботу и на все праздники. «Первые годы в Москве я так томилась без семьи и без домашнего уюта, а здесь, в Мелихове, всё напомнило родной дом».

Среди ближайшего чеховского окружения Дроздова пользовалась особым уважением. «Наскоро умоешься с дороги и опять идёшь в уютную столовую, видишь милые, приветливые лица. Сразу чувствуешь покой. Куда делись усталость и жизненные заботы!». Антон Павлович относил­ся к ней с симпатией, оказывал материальную помощь.

В годы, когда Дроздова подолгу гостила в Мелихово, она запечатлела на холсте и бумаге окрестности, уголки и ин­терьеры усадьбы. В начале 1950-х годов она написала воспоминания о том, как проходила деревенская жизнь Чехова в Мелихове. Они были опубликованы в журнале «Новый мир» в июле 1954 года.

Сохранилась обширная переписка Дроздовой с семьёй Чехова. Письма писателю и его сестре, наполненные ра­достным мироощущением, светлыми воспоминаниями, создают образ современницы и близкого друга А.П. Че­хова, искреннего и доброго, талантливого и эмоциональ­ного, верного и преданного. Свои письма к Чехову Мария Тимофеевна подписывала по-разному, часто повторяя шуточные прозвища, которые давал ей Антон Павлович: Удодова, Филинова, Маруся и другие. В название выставки вынесена одна из таких подписей «Любящая Васъ Тимо­феевна».

Из «Воспоминаний» Марии Дроздовой

«После долгих колебаний я решилась поехать в Мели­хово. Помню холодный осенний вечер, когда мы с Мари­ей Павловной взяли билеты третьего класса до станции Лопасня Курской железной дороги. Было начало ноября. После двухчасовой езды мы, пройдя пропахшую махоркой станционную комнатку, вышли на крыльцо, у которого нас уже ждал кучер Роман, он стоял в тёмном армяке около плетённого одноконного тарантасика.

До Мелихова было 16 вёрст. Дорога была плохая, ко­лёса то и дело застревали в глубоких колеях. Наконец мы подъехали к усадьбе. На крыльцо выбежала молоденькая приветливая девушка, Маша, как я потом узнала, помощ­ница в домашнем хозяйстве, а за ней — старая кухарка Марьюшка. Та и другая были коренными жительницами Мелихова. В передней меня встретил ласковым упрёком Антон Павлович: «Давно мы вас ждали, а вы целый год нас обманывали!».

Когда я увидела Антона Павловича, у меня весь страх прошёл — до того было мило и ласково выражение его вни­мательно глядящих глаз. От всей его высокой, стройной, сухощавой фигуры веяло таким родным и невероятно простым Чеховым. Одет он был в домашний серый пид­жак с чёрным бархатным жилетом, его чёрный галстук был повязан небрежно, но всё производило впечатление изящества и простоты.

В столовой нас радушно встретили старички: мать Че­хова, Евгения Яковлевна, и отец, Павел Егорович. В не­большой столовой с дешёвыми обоями под дуб ждал нас горячий ужин. После дороги по холоду щи показались мне очень вкусными. Им предшествовало угощение шинкован­ной капустой с селёдкой и грибами, которые солил Павел Егорович.

Ничто не останавливало наших поездок в Мелихово: ни грязь, ни слякоть, ни холод, ни тряская бричка и ветхая сбруя, из-за которой по дороге от станции кучер несколь­ко раз слезает с козел, чтобы получше её связать. Когда едешь в Мелихово — всё нипочём, так ярко горит в душе огонёк милого дома.

Усадьба Чехова лежала на ровном месте, без каких-ли­бо особенно красивых уголков. Небольшой старый одно­этажный дом, выкрашенный жёлтой, уже потемневшей охрой, с парадным входом, застеклённым цветными стё­клами. По другую сторону дома находилась терраса, пе­ред которой была расположена круглая большая клумба с резедой, душистым горошком, табаком. За большой клум­бой были посажены полукругом любимые розы Антона Павловича, около самого балкона по обе стороны крыль­ца, — две грядки гелиотропов, посаженных тоже по просьбе Антона Павловича (как он сказал — «для темпераментных гостей»). Дальше, за цветником, шла коротенькая со ска­меечкой липовая аллея и ряд елей и сосен. Между флиге­лем и домом был разбит небольшой фруктовый сад.

Вся усадьба замыкалась большой лужайкой, обсажен­ной старыми плакучими берёзами, под которыми водились белые грибы, а дальше вместо забора были ещё посадки молодых елей, где в изобилии водились рыжики. Антон Павлович очень любил собирать рано по утрам грибы.

За воротами — к выходу в поле — была скамеечка, где по вечерам часто сидел Чехов, если только у него для это­го находилось время (что случалось больше, когда кто-нибудь был из гостей). Вдали, где шла дорога на станцию, виднелся перелесок — ольха, берёзки, кустарник. По левую сторону дороги был небольшой пруд, вроде караси…»

Выставка — история жизни М.Т. Дроздовой и её безот­ветной любви. Она организована при финансовой под­держке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры «Наследие» в Бел­городской области. Она продлится до 12 декабря.

Наталья БУХАНЦОВА

Фото автора

Exit mobile version