История жизни и любви
Чехов глазами белгородской художницы Так называется выставка в Белгородском литературном музее. В экспозиции —материалы из фондов музея—заповедника А.П. Чехова «Мелихово», Государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, Дома—музея писателя в Ялте: фотографии, документы, этюды.
Антон Павлович пользовался большим успехом у женщин. Среди поклонниц была и белгородская художница, подруга Марии Павловны Чеховой — Мария Тимофеевна Дроздова. Она из тех влюблённых в Чехова женщин, которая понимала, что писатель никогда не будет принадлежать только ей, и всю жизнь просто любила.
Мария Дроздова родилась 25 июня 1871 года в Белгороде в семье купца, почетного гражданина. В 1894 году она поступила в Строгановское центральное училище технического рисования, которое закончила в мае 1900 года. Вся жизнь художницы прошла в Москве, где она служила преподавателем рисования в гимназии Потоцкой, давала уроки, писала натюрморты и пейзажи. В последние годы из-за тяжелого материального положения Мария Тимофеевна оказалась лишенной своего любимого занятия — живописи. Не на что было купить краски и кисти. Поэтому она старалась восполнить духовный пробел посещениями художественных выставок, общением с природой, стала бывать в архитектурном институте, где училась её племянница. В здание института всегда входила с трепетной радостью и грустью. Ведь в нём когда-то размещалось Строгановское училище. Там зародились и окрепли девичьи мечты, состоялось знакомство и завязалась дружба с М.П. Чеховой. В ту пору были милое Мелихово и творческие искания.
.Мелихово — родное и близкое
С сестрой писателя Марией Павловной Дроздова познакомилась на вечерних классах рисования в Строгановском училище. В ноябре 1895 года М. Чехова настояла на поездке в Мелихово, где Мария Тимофеевна впервые увидела Антона Павловича. «Хмурое холодное небо, чёрный силуэт кучера, невылазная грязь глинистой почвы, покой и тишина — вот первое, что навсегда запомнилось мне об этой поездке», — позднее вспоминала Дроздова. Незнакомую гостью обитатели мелиховской усадьбы встретили с большим радушием. Вскоре ее поездки в Мелихово стали частыми — она ехала в усадьбу после занятий каждую субботу и на все праздники. «Первые годы в Москве я так томилась без семьи и без домашнего уюта, а здесь, в Мелихове, всё напомнило родной дом».
Среди ближайшего чеховского окружения Дроздова пользовалась особым уважением. «Наскоро умоешься с дороги и опять идёшь в уютную столовую, видишь милые, приветливые лица. Сразу чувствуешь покой. Куда делись усталость и жизненные заботы!». Антон Павлович относился к ней с симпатией, оказывал материальную помощь.
В годы, когда Дроздова подолгу гостила в Мелихово, она запечатлела на холсте и бумаге окрестности, уголки и интерьеры усадьбы. В начале 1950-х годов она написала воспоминания о том, как проходила деревенская жизнь Чехова в Мелихове. Они были опубликованы в журнале «Новый мир» в июле 1954 года.
Сохранилась обширная переписка Дроздовой с семьёй Чехова. Письма писателю и его сестре, наполненные радостным мироощущением, светлыми воспоминаниями, создают образ современницы и близкого друга А.П. Чехова, искреннего и доброго, талантливого и эмоционального, верного и преданного. Свои письма к Чехову Мария Тимофеевна подписывала по-разному, часто повторяя шуточные прозвища, которые давал ей Антон Павлович: Удодова, Филинова, Маруся и другие. В название выставки вынесена одна из таких подписей «Любящая Васъ Тимофеевна».
Из «Воспоминаний» Марии Дроздовой
«После долгих колебаний я решилась поехать в Мелихово. Помню холодный осенний вечер, когда мы с Марией Павловной взяли билеты третьего класса до станции Лопасня Курской железной дороги. Было начало ноября. После двухчасовой езды мы, пройдя пропахшую махоркой станционную комнатку, вышли на крыльцо, у которого нас уже ждал кучер Роман, он стоял в тёмном армяке около плетённого одноконного тарантасика.
До Мелихова было 16 вёрст. Дорога была плохая, колёса то и дело застревали в глубоких колеях. Наконец мы подъехали к усадьбе. На крыльцо выбежала молоденькая приветливая девушка, Маша, как я потом узнала, помощница в домашнем хозяйстве, а за ней — старая кухарка Марьюшка. Та и другая были коренными жительницами Мелихова. В передней меня встретил ласковым упрёком Антон Павлович: «Давно мы вас ждали, а вы целый год нас обманывали!».
Когда я увидела Антона Павловича, у меня весь страх прошёл — до того было мило и ласково выражение его внимательно глядящих глаз. От всей его высокой, стройной, сухощавой фигуры веяло таким родным и невероятно простым Чеховым. Одет он был в домашний серый пиджак с чёрным бархатным жилетом, его чёрный галстук был повязан небрежно, но всё производило впечатление изящества и простоты.
В столовой нас радушно встретили старички: мать Чехова, Евгения Яковлевна, и отец, Павел Егорович. В небольшой столовой с дешёвыми обоями под дуб ждал нас горячий ужин. После дороги по холоду щи показались мне очень вкусными. Им предшествовало угощение шинкованной капустой с селёдкой и грибами, которые солил Павел Егорович.
Ничто не останавливало наших поездок в Мелихово: ни грязь, ни слякоть, ни холод, ни тряская бричка и ветхая сбруя, из-за которой по дороге от станции кучер несколько раз слезает с козел, чтобы получше её связать. Когда едешь в Мелихово — всё нипочём, так ярко горит в душе огонёк милого дома.
Усадьба Чехова лежала на ровном месте, без каких-либо особенно красивых уголков. Небольшой старый одноэтажный дом, выкрашенный жёлтой, уже потемневшей охрой, с парадным входом, застеклённым цветными стёклами. По другую сторону дома находилась терраса, перед которой была расположена круглая большая клумба с резедой, душистым горошком, табаком. За большой клумбой были посажены полукругом любимые розы Антона Павловича, около самого балкона по обе стороны крыльца, — две грядки гелиотропов, посаженных тоже по просьбе Антона Павловича (как он сказал — «для темпераментных гостей»). Дальше, за цветником, шла коротенькая со скамеечкой липовая аллея и ряд елей и сосен. Между флигелем и домом был разбит небольшой фруктовый сад.
Вся усадьба замыкалась большой лужайкой, обсаженной старыми плакучими берёзами, под которыми водились белые грибы, а дальше вместо забора были ещё посадки молодых елей, где в изобилии водились рыжики. Антон Павлович очень любил собирать рано по утрам грибы.
За воротами — к выходу в поле — была скамеечка, где по вечерам часто сидел Чехов, если только у него для этого находилось время (что случалось больше, когда кто-нибудь был из гостей). Вдали, где шла дорога на станцию, виднелся перелесок — ольха, берёзки, кустарник. По левую сторону дороги был небольшой пруд, вроде караси…»
Выставка — история жизни М.Т. Дроздовой и её безответной любви. Она организована при финансовой поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры «Наследие» в Белгородской области. Она продлится до 12 декабря.
Наталья БУХАНЦОВА
Фото автора