Активное долголетие Лидии Хворостяной

¦ Штрихи к портрету

14 ноября ей исполнилось 90 лет

> Человек — хозяин своей жизни. Только от тебя самого зависит, будет ли она долгой и интересной, или мучительно-тягостной. Особенно в пожилом возрасте, когда уже на пенсии, у взрослых детей и внуков своя жизнь, а твой удел -болезни и одиночество. Чувство хозяина собственной судьбы и востребованности очень необходимо старикам. И нужно им помогать формировать его и всячески поддерживать. Тогда появляются новые силы жить, а не просто существовать. Лидия Петровна Хворостяная убеждена в этом и доказала не только собственным примером — она смогла увлечь сотни самых разных людей идеей активного долголетия.

Тёплый дом

Печальная старость — это не про нее. Да и язык не поворачивается назвать ее старушкой. Не выглядит Лидия Петровна на свой почтенный возраст ни внешне, ни внутренне. Острый ум, ясная память, гром­кий уверенный голос, подтянута и энергич­на. Она в курсе всех новостей и событий, выписывает и читает газеты, пользуется Интернетом на подаренном пять лет назад планшете, находит оригинальные рецепты блюд, пишет сценарии праздников… Ей всё интересно, она участвует во многих значимых городских мероприятиях. Здо­ровье уже подводит, но она не сдается. Такому жизнелюбию и активности можно только позавидовать.

С Лидией Петровной интересно общать­ся, она прекрасный собеседник. Мы позна­комились накануне ее юбилея, и если бы не заботы по его подготовке, наверное, проговорили бы не один час. Она живет одна, но в ее небольшой скромной квар­тирке «дни открытых дверей», как в этот раз, — не редкость. Родные, друзья и знако­мые приходят не только помочь с уборкой, готовкой, решить бытовые проблемы или поздравить с праздником, но и просто по­общаться, поговорить «за жизнь».

— Лидия Петровна очень гостеприимна и хлебосольна. Она собрала компанию дру­зей в своеобразный домашний клуб «Живи, родник, живи!» — приходим к ней на чай, чи­таем стихи, она и сама знает их немало наизусть, — рассказывает Светлана Соро­кина, с которой мы встретились в квартире Хворостяной.

Светлана Викторовна — председатель контрольно-счетной палаты Белгорода. А до этого руководила городским управлени­ем социальной защиты населения. В 2010 году они и познакомились. Лидия Петровна руководила школой общественной актив­ности для пожилых и секцией ветеранов педагогического труда.

—  Она стала для меня большим учите­лем. Можно сказать, вела по жизни, по­казала, как надо общаться с ветеранами. Мне это в работе помогало, хотя я и была в соцзащите не один год, — признается С. Сорокина.- Для Лидии Петровны обществен­ная работа всегда была на первом месте. Но не помешала создать семью, вырас­тить достойных сыновей. Старший, к со­жалению, рано ушел из жизни, а младший со своей семьей обосновался в Москве. Но Лидия Петровна много занималась с внуками, водила их в детский сад, школу, заменяла родителей, когда те по долгу службы были в отъездах. Два внука сейчас учатся в Белгородском госуниверситете. Еще двое — уже взрослые, самостоятель­ные люди, живут в Москве, воспитывают своих детей. Лидия Петровна — счастливая мама, бабушка и прабабушка. Мы дружим с этой замечательной большой семьей.

Семья Хворостяных.

Как закалялся характер

Хворостяная прожила долгую и не­простую жизнь. Как она говорит, ее био­графия — это биография страны. В ней переплелось всё — голодное детство, кол­лективизация, война,послевоенное стро­ительство и развитие, развал Советско-

Школа общественной активности ее детище.

Светлана Сорокина со своим наставником и другом Лидией Хворостяной.

го Союза… Время перемен — это всегда страшное время, проверка на прочность, которую многие не выдерживают. Она выдержала всё. Стала опорой близким, поддержкой нуждающимся и тем, за кого была в ответе как руководитель, и про­сто как человек. Самое страшное время это, конечно же, война. Она оставила глубокий след в душе девочки-подрост­ка, навсегда «поселилась» в памяти и во многом определила дальнейшую судьбу. 21 июня 1941 года Лидия должна была уехать из Волчьей Александровки, что в Волоконовском районе, к родителям в Могилев, чтобы учиться в русской школе. Но отца, офицера-артиллериста, еще 19 июня перевели на белорусскую границу. С началом первых бомбежек он успел от­править жену с пятилетним сыном в гру­зовом поезде обратно на родину — к роди­телям в Волоконовку.

—  Мама вернулась, в чем была — в до­машней одежде, тапочках. С маленьким ребенком на руках и документами — всё, что успела забрать с собой, — вспоминает Лидия Петровна. — А тут через несколько месяцев началась оккупация.

Она рассказывает, до мельчайших подробностей помня события того време­ни. Как собирали колоски в поле и рабо­тали на немцев, получая от них плетьми, как прятались от бомбежек в вырытых на огородах блиндажах, как пытались по­мочь нашим военнопленным, через ко­лючую проволоку передавая воду и узел­ки с едой, как учились в Волоконовке в подвале уцелевшего дома…

—  Сидели за столами, собранными из чего придется, писали при свете огня в горелках из стреляных гильз. С одной стороны первоклассники, с другой — мы, выпускной седьмой класс, — рассказывает Лидия Петровна. — Было очень страшно,

когда снаружи бомбили и стреляли. Мы пытались спрятаться под стол. А наша учительница Клавдия Михайловна не пряталась. Хотя ведь и ей было страшно, но она успокаивала нас. В один из таких дней она, уверенная и спокойная, напи­сала на школьной доске — «Мама. Роди­на. Мир». И это не пафос, не из книжки, а шло от сердца. Мне это врезалось в па­мять на всю жизнь. Любить свою землю, не бояться ничего, идти вперед! Тогда я и решила стать учительницей.

Жизни маяк

Лидия Петровна не нуждается в осо­бом представлении, в Белгороде она че­ловек известный. Она посвятила жизнь педагогике, работала в органах власти и избиралась депутатом, и всегда была и остается активной общественницей. Любое дело Хворостяная выполняла от души и на совесть. Ее работа в област­ном комитете защиты мира пришлась на годы «холодной войны». Ездила по хозяйствам и предприятиям области, рассказывала о войне — то, что знала и пережила сама, организовывала акции от Фонда мира. По выходе на пенсию уже тридцать лет в ветеранском движении.

Не всё в жизни легко давалось, не всё получалось. Но чем труднее, тем стано­вишься сильнее, убеждена она. «Поэтому так долго живу», — улыбается собеседни­ца. Она читает нам есенинское «Письмо к женщине», — слушаешь и понимаешь, что поэтические строки созвучны и твоей душе, что ей еще есть что сказать людям. И это замечательно!

«Уважаемая редакция газеты «Наш Белгород»!

Сегодня мы хотели бы рассказать о женщине, которой 14 ноября исполни­лось 90 летэто Лидия Петровна Хворостяная.

Мы, слушатели школы общественной активности, глубоко уважаем эту женщину и преклоняемся перед нею. На протяжении восемнадцати лет она является директором школы общественной активности для пожилых граж­дан и ее первооткрывателем.

Лидия Петровна удостоена звания «Почетный гражданин Белгорода», онаотличник просвещения и председатель секции ветеранов педагогического труда. Эта женщина умна, добра, красива и в свои 90 лет, у нее прекрасная память, она знает все события города и области. Дар рассказчика и большая сила убеждения не раз помогали ей решить ту или иную проблему. Если бы все руководители брали с нее пример, то, поверьте, у нас не было бы нерешенных проблем.

От всех слушателей школы общественной активности поздравляем Ли­дию Петровну с юбилеем! Здоровья крепкого желаем, тепла, добра, благопо­лучия, исполнения всех желаний.

С уважением,

Р. Пахомова, М. Крылов, Т. Власова, Н. Немеричина, Л. Мордас, В. Турчинова, Е. Кушнарева, А. Вербовенко

и другиевсего 13 подписей»

Ирина ДУНАРЬ

 

Exit mobile version