Впервые они появились в Белгороде в начале прошлого века
> Тихий уездный Белгород, скучающие извозчики, афишные тумбы, гастролирующие театры… дела давно минувших дней.
Однажды в Белгороде
Этот случай произошел в 1907 году. Рабочая поездка курского губернатора В.М. Борзенко по южным уездам губернии заканчивалась в Белгороде. Ожидая поезд, губернатор заехал в городской сад, где решил отужинать с сопровождающими лицами. О появлении столь высокого чина в городском саду, видимо, тут же стало известно городскому голове И.Г. Муромцеву, и он поспешил в сад, где расположился за соседним столиком.
Иван Гаврилович Муромцев — личность довольно интересная. Имея определенные либеральные взгляды, после объявления царского манифеста о созыве первой государственной Думы он оказался в стане оппозиционной кадетской партии — «Партии народной свободы». Этому обстоятельству не помешало и то, что И.Г. Муромцев был бессменным председателем городской Думы с 1902 по 1917 годы. Сторонник демократических перемен и заигрывающий с людьми революционных взглядов, Иван Гаврилович был преуспевающим буржуа. От оппозиционного гласного белгородской Думы П.И. Барышникова он получил обидное прозвище Полуштоф Кабакевич. И действительно получение доходов от продажи спиртного, видимо, было столь любимо и выгодно, что городские власти во главе с И.Г. Муромцевым не отказались от его запрета даже в начале Первой мировой войны при введении в империи «сухого закона».
И вот в городском саду отдыхающая публика стала свидетелем удивительного зрелища. За отдельным столиком ужинает компания веселых высокопоставленных гостей, а за соседним столиком в нескольких шагах одиноко расположился городской голова, ожидая от губернатора соответствующего приглашения в свою компанию. Но так и просидел хозяин города около двух часов одиноко за бутылкой «Эслингеровского» пива, не дождавшись приглашения.
Афиши
Этот случай был описан в газете «Курская быль» — печатном органе «Союза русского народа», известного своими черносотенными и антисемитскими взглядами. И «Курская быль» не была бы «Курской былью», если бы не коснулась еврейского вопроса. Вот как закончил свою заметку автор: «Этот инцидент имел глубокое воспитательное значение и, очевидно, послужил почтенному Ивану Гавриловичу на благо, уже и теперь говорят, что, подавленный прохладным отношением начальства, он раздумал субсидировать на городской счет бывшего редактора революционной газеты «Буревестник» еврея Хина путем отдачи монополии на городские киоски для афиш, вместо которых предполагалось расклеивать выборгское воззвание и другие в том же духе заманчивые рекламы».
Оставим нравы, царящие в Белгороде во времена первой русской революции, для отдельного рассказа, а привлекло нас в этой газетной заметке упоминание городских киосков для афиш.
Афишные киоски, или тумбы, были изобретены в Западной Европе, и в конце XIX века они появляются в Петербурге и Москве. Удобные для размещения объявлений, афиш, анонсов разного рода театральных представлений и зрелищ, они быстро распространились по всей России. Кроме яркой и доходчивой формы информации для публики, содержание объявлений на тумбах-киосках легко контролировали власти. Афишные тумбы были, как правило, городской собственностью, а исключительное право на расклейку отдавалось в аренду частным лицам. Не был исключением и уездный Белгород. Постановлением городской Думы 1903 года были утверждены правила сдачи в аренду 23 афишных киосков. Но желающих попробовать себя в новом деле не нашлось, и вскоре временно был утвержден в качестве арендатора владелец типографии и издатель А. Вейнбаум. В городской смете за 1911 год упоминаются только 20 афишных киосков.
Незамысловатой конструкции — цилиндрическая тумба с конической «шапочкой», установленная на столбе, — они сдавались в аренду за 150 рублей в год. Анализируя фотографии и рисунки начала XX века, удалось установить расположение восьми таких киосков.
Театра в нашем городе нет
В коллекции автора этих строк есть интересное послание начала XX века из белгородской женской гимназии в Киев. Это открытое письмо — переписка коллекционеров и сама белгородская открытка с изображением мужского монастыря должны были стать частью коллекции собирателя видов городов в Киеве. «Коллекционирую копии с картин, красавиц, а также юмористические. Имею виды Курска и Харькова», — сообщал белгородец. Далее коллекционер, видимо, разочаровывал киевского собирателя видов российских городских театров: «Театра в городе у нас нет».
Чем же тогда были заполнены афишные тумбы Белгорода? Просматривая фотографии старого Белгорода, удалось прочитать афиши только на двух фото. Это опера «Аида» и кинофильм 1915 года «Сильнее смерти», шедший в кинематографе «Орион».
Действительно, в Белгороде тогда не было своей труппы и здания театра. Вот что сообщал путеводитель по городу, написанный белгородским учителем И. Кулегаевым и выпущенный к событиям прославления святителя Иоасафа в 1911 году: «При клубе зал для зимнего театра (человек на 100), а в саду летний открытый театр… На лето театр сдается клубом какой-нибудь драматической труппе за 200-400 руб. в месяц в зависимости от того, кто будет содержать музыкантов (местной артиллерии оркестр обходится от 1000 до 2000 р. в лето). Спектакли 3-4 раза в неделю. В будничные дни посещается театр неохотно (в не спекталь-ные дни плата за слушание музыки 15 коп.), потому что обыкновенно бывают слабые труппы. В течение 20-летнего существования этого сада были только 3-4 труппы, удовлетворяющие вкусам местных любителей-театралов и сделавшие хорошие сборы за сезон (7-8 тысяч рублей): белгородцы избалованы музыкой, театром и оперой, благодаря близости Харькова (2 часа езды). Зимой зал клуба служит театральным залом (для заезжих актеров, трупп и местных любителей) и концертным».
Зимний зал театра располагался в историческом доме, последним хозяином которого до 1917 года был купец Самойлов. Дом Самойлова располагался на месте современного здания статуправления, а вот летний театр — в городском саду. Сад этот, как и строения, примыкавшие к нему, были приобретены уездным земством. А ранее они принадлежали известной белгородской личности и государственному деятелю — генерал-лейтенанту Александру Дренякину. «Земский сад» ежегодно сдавали в аренду городу, и в архивных документах по старинке он упоминается как «Дренякинский сад». В 1903 году летний театр сгорел, и документы-прошения о его возобновлении сообщают, что «проект на постройку деревянного здания летнего театра и павильона для буфета и карточной комнаты» был утвержден в 1891 году, и в этом же году построен.
Ну а самой ранней датой в истории театра в Белгороде, которую удалось обнаружить в протоколах заседаний городской Думы, считается 1882 год, когда упоминается театральный буфет. На сегодня эта запись является самой ранней датой в истории городского театра.
Вот такой получился рассказ об истории рекламы и театра нашего Белгорода.
Александр ЛИМАРОВ
Фото из личного архива автора