ВОПРОС. Слышала, что примут законопроект, согласно которому можно будет вернуть купленный в кредит потребительский товар в течение 14 дней и не платить при этом штрафы и проценты. Так ли это? ЛЮДМИЛА
На вопрос читателя отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА:
— В настоящее время отмечается высокая социальная значимость потребительских кредитов среди граждан. Потребители сами соглашаются на покупку товаров и услуг, не оценивая сразу последствия совершенного ими действия, которые могут привести к дальнейшей их неплатежеспособности. Поэтому в Госдуму РФ внесен законопроект, который дает право гражданам в течение 14 дней вернуть купленный в кредит потребительский товар надлежащего качества (или предоплаченную услугу) и не платить при этом штрафы и проценты. В течение этого периода потребитель имеет право на обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, купленного в кредит, или отказаться от предоплаченной в кредит услуги. При этом потребителю возвращаются все платежи, уплаченные за товар или услугу.
В законопроекте оговаривается, что такое право распространяется на товары и услуги, приобретенные вне офисов и структурных подразделений банков, то есть в магазинах и других пунктах приема заявлений. Магазины будут сами возвращать кредиты покупателей банкам после возврата купленного товара. А дальше кредит магазин должен в течение двух недель закрыть перед банком. Потому что у магазина договор с банком, и он должен решать эти вопросы без привлечения потребителя. Если законопроект будет принят в той редакции, в которой предложен, эта норма будет распространяться на любые товары (услуги), купленные за счет кредита.
Сейчас в кредит продается много «невозвратных» товаров, например, качественные мобильные телефоны. Потребитель же может вернуть или обменять купленный качественный непродовольственный товар в течение 14 дней, не считая дня покупки, при сохранении товарного вида и наличии чека. При этом, если товар или услуга были приобретены в кредит, то кредитор может потребовать выплаты штрафов и неустоек, предусмотренных в договоре.
Есть еще важный момент в кредитном договоре -это страховка. Отказаться от страховки во время заключения кредитного договора не всегда возможно, так как, если отказаться перед подписанием договора, то банки могут кредит и не выдать без объяснения причин. Можно отказаться после выдачи кредита в течение двух недель после заключения договора, но если оформили индивидуальный страховой полис. Но банки предлагают кредиты с заключением программы коллективного страхования, при которой потребитель уже не имеете права расторгнуть договор страхования, да и когда человек оформляет кредит, он особо не вчитывается в то, что ему дают на подпись.
Еще одна важная проблема — это продажа на дому товаров и услуг сомнительного качества пожилым людям, да еще в кредит под высокие проценты. Прежде всего, покупатели должны знать, что, покупая дома у «коробейников», как у обычных физических лиц, такие товары, — вернуть их не получится, так как закон РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на покупки, сделанные у таких «продавцов». И граждане не только покупают у «коробейников» ненужные товары по баснословным ценам, но еще и отсылают денежные средства на счета сомнительных компаний, распространяющих по почте рассылки о чудодейственных лекарственных препаратах, косметике, приборах. А доказать правоохранителям факт мошенничества очень сложно, так как «продавцы — коробейники» очень изобретательны, и даже если дело дойдет до суда и будет принято решение вернуть деньги обманутым людям, судебные приставы в большинстве случаев не могут их взыскать, так как у таких компаний нет ни финансовых средств, ни имущества. А если человек еще и оформил кредит на покупку таких товаров, то банк начнет забирать от 50 и более процентов дохода человека в счет уплаты навязанного кредита. В такой ситуации человек попадает в тяжелые долги, из которых очень трудно выйти.
Поэтому, конечно же, хорошими вариантами для человека были бы, в случаях, если продавец «исчез», а товары или услуги оформлены в кредит, в течение 14 дней вернуть вещь или отказаться от услуги непосредственно в организации, которая выдала кредит.
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно — с 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1),
тел.: горячая линия — 32-42-39,
телефон доверия — 32-44-21,
единая общественная приемная — 32-31-84.