Покупатели должны знать

ВОПРОССлышала, что примут законопроект, согласно которому можно будет вернуть купленный в кредит потребительский товар в течение 14 дней и не платить при этом штрафы и про­центы. Так ли этоЛЮДМИЛА

На вопрос читателя отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потреби­тельского рынка администрации г. Белгорода На­талья МЕДВЕДЕВА:

— В настоящее время отмечается высокая соци­альная значимость потребительских кредитов среди граждан. Потребители сами соглашаются на покупку товаров и услуг, не оценивая сразу последствия со­вершенного ими действия, которые могут привести к дальнейшей их неплатежеспособности. Поэтому в Госдуму РФ внесен законопроект, который дает право гражданам в течение 14 дней вернуть купленный в кредит потребительский товар надлежащего качества (или предоплаченную услугу) и не платить при этом штрафы и проценты. В течение этого периода потре­битель имеет право на обмен или возврат непродо­вольственного товара надлежащего качества, куплен­ного в кредит, или отказаться от предоплаченной в кредит услуги. При этом потребителю возвращаются все платежи, уплаченные за товар или услугу.

В законопроекте оговаривается, что такое право распространяется на товары и услуги, приобретенные вне офисов и структурных подразделений банков, то есть в магазинах и других пунктах приема заявлений. Магазины будут сами возвращать кредиты покупате­лей банкам после возврата купленного товара. А даль­ше кредит магазин должен в течение двух недель за­крыть перед банком. Потому что у магазина договор с банком, и он должен решать эти вопросы без привле­чения потребителя. Если законопроект будет принят в той редакции, в которой предложен, эта норма будет распространяться на любые товары (услуги), куплен­ные за счет кредита.

Сейчас в кредит продается много «невозвратных» товаров, например, качественные мобильные теле­фоны. Потребитель же может вернуть или обменять купленный качественный непродовольственный товар в течение 14 дней, не считая дня покупки, при сохра­нении товарного вида и наличии чека. При этом, если товар или услуга были приобретены в кредит, то кре­дитор может потребовать выплаты штрафов и неусто­ек, предусмотренных в договоре.

Есть еще важный момент в кредитном договоре -это страховка. Отказаться от страховки во время за­ключения кредитного договора не всегда возможно, так как, если отказаться перед подписанием догово­ра, то банки могут кредит и не выдать без объяснения причин. Можно отказаться после выдачи кредита в течение двух недель после заключения договора, но если оформили индивидуальный страховой полис. Но банки предлагают кредиты с заключением программы коллективного страхования, при которой потребитель уже не имеете права расторгнуть договор страхова­ния, да и когда человек оформляет кредит, он особо не вчитывается в то, что ему дают на подпись.

Еще одна важная проблема — это продажа на дому товаров и услуг сомнительного качества пожилым лю­дям, да еще в кредит под высокие проценты. Прежде всего, покупатели должны знать, что, покупая дома у «коробейников», как у обычных физических лиц, такие товары, — вернуть их не получится, так как закон РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на покупки, сделанные у таких «продавцов». И граж­дане не только покупают у «коробейников» ненужные товары по баснословным ценам, но еще и отсылают денежные средства на счета сомнительных компа­ний, распространяющих по почте рассылки о чудо­действенных лекарственных препаратах, косметике, приборах. А доказать правоохранителям факт мошен­ничества очень сложно, так как «продавцы — коробей­ники» очень изобретательны, и даже если дело дой­дет до суда и будет принято решение вернуть деньги обманутым людям, судебные приставы в большинстве случаев не могут их взыскать, так как у таких компа­ний нет ни финансовых средств, ни имущества. А если человек еще и оформил кредит на покупку таких това­ров, то банк начнет забирать от 50 и более процентов дохода человека в счет уплаты навязанного кредита. В такой ситуации человек попадает в тяжелые долги, из которых очень трудно выйти.

Поэтому, конечно же, хорошими вариантами для человека были бы, в случаях, если продавец «исчез», а товары или услуги оформлены в кредит, в течение 14 дней вернуть вещь или отказаться от услуги непо­средственно в организации, которая выдала кредит.

СПРАВКА «НБ»      

В отделе защиты прав потребителей управле­ния потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.

Прием ведется ежедневнос 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1),

тел.: горячая линия — 32-42-39,

телефон доверия —  32-44-21,

единая общественная приемная — 32-31-84.

 

 

 

Exit mobile version