Михаил Ольминский. Один из тех, с кого начиналась «Правда»
> История нашего края знает немало громких имен. Есть среди них уроженцы белгородской земли, есть те, кто оказался связан с ней самой судьбой. Таким был проводивший долгие месяцы детства на берегах Тихой Сосны Миша Александров, в будущем —революционный деятель, публицист, литературный критик Михаил Степанович Александров, взявший литературный псевдоним Ольминский.
Родился Михаил Степанович 2(14) октября 1863 года в Воронеже в семье мелкопоместного дворянина. Родители его Степан Николаевич и Ольга Николаевна жили не слишком дружно, обстановка в семье была тягостная, тем более приятными были поездки Миши к сестрам отца в село Подсереднее и на отцовский хутор на реке Усерд Бирюченского уезда (ныне Алексеевского района Белгородской области). Дом в Подсереднем, в котором жил Михаил Степанович, сохранился до наших дней. Еще в 1973 году в нем был открыт музей М.С. Ольминского. Сейчас он носит название «Музей истории села Подсереднее», но в экспозиции по-прежнему значимое место занимают фотографии, документы, мемориальные предметы, рассказывающие о жизненном пути выдающегося публициста и литературного критика М.С. Ольминского, начиная с его гимназических лет.
Именно в те годы зародилась и окрепла любовь Михаила Александрова к чтению и началось его увлечение идеями народовольцев.
Став студентом юридического факультета Петербургского университета в августе 1883 года, Михаил принимал участие в деятельности народовольческого «Союза молодежи», руководил рабочими революционными кружками. В декабре 1885 года был арестован и исключен из университета. После тюремного заключения и двухлетнего запрета на проживание в «местностях, объявленных в положении усиленной охраны», он возвращается в Воронеж, а затем в Петербург.
С осени 1890 по весну 1894 Михаил Степанович активно воплощает в жизнь идеи народовольцев, вплоть до ареста 21 апреля 1894 года. После почти двух лет предварительного одиночного заключения М.С. Александров был приговорен еще к трем годам одиночки с последующей ссылкой на пять лет в Сибирь. В эти тяжелейшие годы заключения в петербургских «Крестах» начал формироваться будущий литератор и критик. От дневниковых записей и стихов он перешел к работе над литературно-критическими проблемами. В заключении был составлен «Щедринский словарь», в который вошло более 3200 статей, а также полный алфавитный указатель к 12 томам сочинений М.Е. Салтыкова-Щедрина. Много позже, в 1968 году «Краткая литературная энциклопедия» охарактеризует этот труд как «единственный в своем роде справочник».
В это же время происходит постепенно разочарование Михаила Степановича в идеях народничества, после знакомства с манифестом I съезда Российской социал-демократической рабочей партии он присоединился к ней.
Пять лет провел Михаил Степанович Александров в небольшом сибирском городе Олекминске, от названия которого он образовал свой литературный псевдоним Ольминский. Под этим псевдонимом печатались первые социальные и литературно-критические статьи, под ним он и стал известен.
По окончании срока ссылки в 1904 году М.С. Ольминский уезжает в Женеву, где знакомится с В.И. Лениным и примыкает к партии большевиков, образовавшейся после раскола РСДРП. Под псевдонимом Галерка публикует статьи, критикующие курс меньшевиков. Многие товарищи по большевистской партии удивлялись, узнав, что язвительные критические статьи Галерки на самом деле написаны этим скромным молчаливым человеком.
С началом революционных событий 1905 года Ольминский возвращается на родину и сотрудничает почти со всеми большевистскими изданиями того времени. А в 1912 году М.С. Ольминский стал одним из тех, с кого начался выпуск ежедневной рабочей газеты «Правда», в будущем, вплоть до 1991 г., — основного печатного средства массовой информации в СССР, фактически — главной советской газеты. Именно он, мастерски владея эзоповым языком, сумел в обход цензуры описать политическую и партийную платформу «Правды».
В редакции «Правды» на М.С. Ольминском лежало немало обязанностей. Но самой излюбленной была работа с письмами рабочих, благодаря которым, по его мнению, газета наполнялась особым, животрепещущим содержанием. С помощью М.С. Ольминского немало пролетарских корреспондентов сделали свои первые шаги в журналистике: вокруг «Правды» начала формироваться новая рабочая интеллигенция.
После Октябрьской революции 1917 года Михаил Степанович был направлен в Народный комиссариат финансов, однако состояние здоровья не позволило ему долго заниматься этой работой, и в апреле 1918 года он стал полномочным комиссаром Нескучного Александрийского дворца для организации подготовительных работ по созданию во дворце музея. Журналистскую же деятельность М.С. Ольминский не прекращал никогда.
В 1919 году в составе бригады агитпоезда «Октябрьская революция» М.С. Ольминский объехал Казанскую, Симбирскую, Самарскую, Пензенскую губернии, где, как вспоминают современники, резко критиковал политику местных властей, которые часто любого мало-мальски зажиточного крестьянина норовили записать в кулаки. Многие материалы, собранные им в поездке, легли в основу выступлений в печати, а затем — в основу важных государственных постановлений.
21 сентября 1920 года была учреждена Комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП(б). Сокращенное название «Истпарт» комиссии было присвоено по предложению М.С. Ольминского, который вскоре и возглавил ее.
За время своего существования Истпарт собрал около 60 тысяч документов и 30 тысяч книг и журналов — огромный фонд материалов, рассказывающих о российском революционном движении. Истпарт организовывал архивы и музеи революции, выставки по истории ВКП(б), проводил лекции. В 1924 году из выставок Истпарта в Москве был образован Государственный музей революции СССР (в 1998 году преобразованный в Государственный центральный музей современной истории России).
В последние годы жизни М.С. Ольминский тяжело болел. Рекомендуемым врачами санаториям он предпочел места, которые в письме брату называет «родными» — село Подсереднее. Скончался М.С. Ольминский в 1933 году. И хотя похоронен он был у Кремлевской стены в Москве, память о выдающемся деятеле революционной эпохи до сих пор хранится на его второй родине, в селе Подсереднем.
Ольга ЦЫГУЛЕВА
Фото из фондов Белгородского государственного историко-краеведческого музея