Открытие Германии

Открытие Германии

Студенты привезли из Херне новые впечатления и ценный опыт

> Представители факультета иностранных языков НИУ «БелГУ» по давно сложившейся традиции проводят часть своей педагогической практики в учебных заведениях немецкого города Херне (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия). Поездка состоялась в рамках партнерских соглашений между администрацией Белгорода и города-побратима Херне.

С нетерпением ожидали отобранные для участия в поездке Виктория Шелуд-ченко, Полина Мелихова, Диана Нарыж-ная, Анастасия Ливенская и Мария Чер-ноусова (а конкурс на факультете был серьезный) положительного решения председателя секции партнерства между городами Ульриха Клонки. Наконец, при­шло долгожданное письмо-приглашение со списком «родителей» — семей, в кото­рых будут проживать студентки. Послед­ние напутствия, собранные чемоданы и вот Hallo, Deutschland — самолет призем­ляется в аэропорту Дюссельдорфа.

После робкого приветствия следует первая встреча с семьями. К завершению поездки мы осознали, как непросто было Ульриху Клонки делать выбор: какая де­вушка по характеру и темпераменту по­дойдет какой семье? Ведь в этом году в программе принимали участие новые се­мьи из Германии, выразившие желание поближе познакомиться с культурой Рос­сии. Хотя это были самые разные люди: музыканты, политики, врачи, активные пенсионеры и работники городской адми­нистрации, их объединяло одно — откры­тость всему новому, позитив и радушие. Белгородские девушки очень быстро по­чувствовали себя по-настоящему род­ными в немецких семьях, став на время пребывания подругами, младшими се­страми, дочерьми или даже внучками. Родители окружали нас совсем не прото­кольной заботой и вниманием, стремясь сделать каждый день насыщенным и ин­тересным.

Программа охватила все аспекты не­мецкой системы образования: мы побы­вали в садике, начальной школе, школах для детей с отклонениями в речевом и умственном развитии, гимназии. Кроме этого, удалось познакомиться с осно­вами функционирования гражданского общества. Мы посетили многочислен­ные детские досуговые учреждения, уч­реждения для женщин, пострадавших от домашнего насилия, психиатрическую лечебницу, ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия. Окунулись белгородцы и в богатый мир немецкой культуры от классики — Кельнский собор, экскурсия по Кельну и Дюссельдорфу — до концер­тов современных музыкантов и участия в альтернативных творческих проектах.

Студенты удивлялись и восхищались многими вещами: красотой ухоженных улиц, уютной архитектурой и зеленью го­родов. Но больше всего порадовало ра­душие и вежливость обычных прохожих, искреннее теплое отношение к своему городу простых горожан, активная пози­ция молодежи. Произвела впечатление экскурсия на бывшее металлургическое предприятие, ставшее после закрытия туристическим развлечением. Супершоу StarlightExpress, которое более 20 лет со­бирает восхищенных зрителей, вызвало бурю искреннего восторга, посещение местного семейного бассейна приятно расслабило после плотного графика по­сещения школ и садов.

Практика же была настоящей: воз­можность увидеть детский сад и школу не только с высоты организованной экс­курсии, а с позиций реального воспита­теля или учителя позволяет взглянуть на многие вещи под разным углом. Детский сад — реальная мечта доктора Комаров-ского. Дети в резиновых сапожках и не­промокаемых костюмах с удовольствием резвятся в лужах, группы не поделены по возрастному признаку, но в кажущемся на первый взгляд хаосе царит порядок и договоренность: дети реально осоз­нают границы своей ответственности и соизмеряют возможности и желания, старшие помогают младшим, младшие стремятся подражать старшим. Нередко можно встретить в одной группе братьев и сестер. Вопрос воспитателя: «Дети, кто хочет спать?» воспринимается вполне серьезно, и малыши с удовольствием нату. Детки постарше устраиваются за прослушиванием любимой сказки.

Начальная школа поразила тем, что в классе есть настоящая школьная собака, которая по понедельникам приходит на занятия вместе с учительницей. Это ре­альный проект по природоведению. Но очень малое количество домашних зада­ний вызвало у нас, как у будущих учите­лей, легкое недоумение.

Спецшколы для детей с особенностя­ми развития — островок настоящего чело­веколюбия. Среди педагогов нет случай­ных людей, это люди с большим, добрым сердцем и очень умными глазами. Здо­рово также то, что существуют програм­мы для молодежи, принимая участие в которых юноши и девушки, окончившие школу, но не вполне определившиеся с выбором профессии, в течение года ра­ботают помощниками в таких учрежде­ниях, зарабатывая не только карманные деньги, но и бесценный опыт заботы о других и сопереживания. Подобные вещи стоит перенять на государственном уров­не.

Гимназия, по мнению девушек, очень похожа на современную российскую шко­лу. Дети отвечают, учитель объясняет, задает вопросы. Но очевидна высокая мотивация для получения знаний, зало­женная, похоже, еще в садике.

Кто-то очень верно подметил, что люди из путешествия не возвращаются прежними. Меняется угол зрения, ста­новятся более критичными суждения. По отзывам преподавателей, девушки, проведшие три недели в школах Херне, придя в классы белгородских школ в ка­честве практиканток, к урокам относятся немного по-иному: стараются больше дать возможности детям принять само­стоятельные решения, применяют груп­повые, проектные формы работы, в кото­рых ребятам проще «разговориться», что очень важно при обучении иностранному языку. Безусловно, на лекциях по мето­дике преподавания они слышали про разнообразие методических приемов, но ведь большое видится на расстоянии. Заметив это со стороны, гораздо про­ще понять алгоритм внедрения знаний в практику.

Надеемся, что программа студенче­ского обмена продолжится и в следую­щем году, чего с нетерпением ждут сту­денты нынешнего четвертого курса.

Елена ЩЕРБИНИНА, руководитель делегации

Фото автора

 

Exit mobile version