Искусство одеваться

Искусство одеваться

Мир вещей известного поэта

> В Белгородском литературном музее начала работу выставка «Маяковский ‘Haute couture’: искусство одеваться» из собрания государственного музея В.В. Маяковского (г. Москва).

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!

 

Любой безошибочно скажет, что автор этих строк — один из самых известных и даже скандальных поэтов ХХ века Вла­димир Маяковский. Это же его знамени­тая желтая кофта превратилась в символ русского футуризма.

Уникальная выставка в музее пред­ставляет мир вещей поэта, в котором от­разились его жизнь и творчество. В жизни Маяковский преображался не единожды. И каждый раз за сменой имиджа начи­нался какой-то новый этап его жизни. Выставочный проект «Маяковский ‘Haute couture’: искусство одеваться» позволяет следить за этими преображениями поэта.

Первый раздел выставки представля­ет зрителю Маяковского — студента Мо­сковского училища живописи, ваяния и зодчества. Семья Маяковских жила очень бедно, и юный поэт был обладателем лишь нескольких потрепанных сатиновых «гнуснейшего вида» блуз, но всем своим видом хотел показать причастность к ху­дожественной богеме. В ход шли ленты вместо галстуков, банты разных расцве­ток, кашне из черных и желтых квадра­тов — за счет мелочей создавался каждый раз новый образ.

После знакомства с Велимиром Хлеб­никовым, Василием Каменским, Давидом Бурлюком, Леонидом Кузьминым, Алек­сеем Крученых у Маяковского-футуриста появились знаменитая желтая кофта, розовый муаровый смокинг с черными атласными отворотами, красный бархат­ный жилет, блестящий пиджак и огром­ная желтая визитка с надписью «Влади­мир Маяковский».

В разделе выставки периода 1915-1922 годов освещено знакомство Влади­мира Маяковского с Лилей Брик и её вли­яние на имидж поэта. Начиная с 1922 года Маяковский часто бывал за границей, где чувствовал себя полпредом советской страны. Постепен­но формировался его новый облик: одеж­да отличалась элегантностью и деловым стилем. Татьяна Яковлева, с которой у Маяковского в Париже начался роман, вспоминала: «Он скорее напоминал ан­глийского аристократа и выправкой, и одеждой. И уж никак не связывался с тем образом, который слагался в моем со­знании из его футуристической желтой кофты, скандальных выступлений, из его режущего бритвой острословия и шумной славы пролетарского поэта-трибуна».

Но в повседневной жизни Маяковский предпочитал спортивный стиль и уютную домашнюю одежду. Он очень привыкал к вещам и неохотно с ними расставался. Любимыми были недорогие, купленные в Америке меховая зимняя куртка, кепка, домашняя куртка из шерстяной байки.

Поэт уделял большое внимание и ак­сессуарам. Часы, платки, авторучки, рас­ческа — все удобное, красивое, выбран­ное с большим вкусом.

В 1920-30-е годы Маяковский прило­жил немало усилий к созданию нового стиля советской эпохи. Он стихами бо­ролся с «серостью коммуновых лавок», вместе с художником Александром Род-ченко   рекламировал   галоши   «Резино-треста», магазины ГУМ и «Моссукно», где можно было одеться в рассрочку, продукцию «Москвошвея». В ответ на упреки в предательстве высокой миссии искусства поэт говорил, что видит зада­чу искусства в активном участии в соз­дании нового уклада жизни. Маяковский был создателем и редактором журнала «ЛЕФ», вокруг которого группировались художники-конструктивисты. На страни­цах журнала публиковались в том числе и модели одежды для быта, производ­ства и спорта. По мнению Маяковского, именно одежда была одним из наибо­лее важных проводников нового художе­ственного вкуса в массы. Как ни странно, но Маяковский никогда не гнался за мо­дой, и стал самым модным героем своего времени. Остаётся таким и в наши дни.

Выставка «Маяковский «Haute couture»: искусство одеваться» была представлена в Москве, побывала во Владимире и Санкт-Петербурге. Её про­ведение в Белгороде оказалось возмож­ным благодаря финансовой поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитек­туры «Наследие» в Белгородской обла­сти.

Наталья ВАСИЛЬЕВА

Фото Марии Сухаревской


 

Exit mobile version