Мир вещей известного поэта
> В Белгородском литературном музее начала работу выставка «Маяковский ‘Haute couture’: искусство одеваться» из собрания государственного музея В.В. Маяковского (г. Москва).
Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!
Любой безошибочно скажет, что автор этих строк — один из самых известных и даже скандальных поэтов ХХ века Владимир Маяковский. Это же его знаменитая желтая кофта превратилась в символ русского футуризма.
Уникальная выставка в музее представляет мир вещей поэта, в котором отразились его жизнь и творчество. В жизни Маяковский преображался не единожды. И каждый раз за сменой имиджа начинался какой-то новый этап его жизни. Выставочный проект «Маяковский ‘Haute couture’: искусство одеваться» позволяет следить за этими преображениями поэта.
Первый раздел выставки представляет зрителю Маяковского — студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Семья Маяковских жила очень бедно, и юный поэт был обладателем лишь нескольких потрепанных сатиновых «гнуснейшего вида» блуз, но всем своим видом хотел показать причастность к художественной богеме. В ход шли ленты вместо галстуков, банты разных расцветок, кашне из черных и желтых квадратов — за счет мелочей создавался каждый раз новый образ.
После знакомства с Велимиром Хлебниковым, Василием Каменским, Давидом Бурлюком, Леонидом Кузьминым, Алексеем Крученых у Маяковского-футуриста появились знаменитая желтая кофта, розовый муаровый смокинг с черными атласными отворотами, красный бархатный жилет, блестящий пиджак и огромная желтая визитка с надписью «Владимир Маяковский».
В разделе выставки периода 1915-1922 годов освещено знакомство Владимира Маяковского с Лилей Брик и её влияние на имидж поэта. Начиная с 1922 года Маяковский часто бывал за границей, где чувствовал себя полпредом советской страны. Постепенно формировался его новый облик: одежда отличалась элегантностью и деловым стилем. Татьяна Яковлева, с которой у Маяковского в Париже начался роман, вспоминала: «Он скорее напоминал английского аристократа и выправкой, и одеждой. И уж никак не связывался с тем образом, который слагался в моем сознании из его футуристической желтой кофты, скандальных выступлений, из его режущего бритвой острословия и шумной славы пролетарского поэта-трибуна».
Но в повседневной жизни Маяковский предпочитал спортивный стиль и уютную домашнюю одежду. Он очень привыкал к вещам и неохотно с ними расставался. Любимыми были недорогие, купленные в Америке меховая зимняя куртка, кепка, домашняя куртка из шерстяной байки.
Поэт уделял большое внимание и аксессуарам. Часы, платки, авторучки, расческа — все удобное, красивое, выбранное с большим вкусом.
В 1920-30-е годы Маяковский приложил немало усилий к созданию нового стиля советской эпохи. Он стихами боролся с «серостью коммуновых лавок», вместе с художником Александром Род-ченко рекламировал галоши «Резино-треста», магазины ГУМ и «Моссукно», где можно было одеться в рассрочку, продукцию «Москвошвея». В ответ на упреки в предательстве высокой миссии искусства поэт говорил, что видит задачу искусства в активном участии в создании нового уклада жизни. Маяковский был создателем и редактором журнала «ЛЕФ», вокруг которого группировались художники-конструктивисты. На страницах журнала публиковались в том числе и модели одежды для быта, производства и спорта. По мнению Маяковского, именно одежда была одним из наиболее важных проводников нового художественного вкуса в массы. Как ни странно, но Маяковский никогда не гнался за модой, и стал самым модным героем своего времени. Остаётся таким и в наши дни.
Выставка «Маяковский «Haute couture»: искусство одеваться» была представлена в Москве, побывала во Владимире и Санкт-Петербурге. Её проведение в Белгороде оказалось возможным благодаря финансовой поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры «Наследие» в Белгородской области.
Наталья ВАСИЛЬЕВА
Фото Марии Сухаревской