Честное зеркало Павла Кривцова

Честное зеркало Павла Кривцова

К 75-летию со дня рождения фотохудожника

> Что же есть русский человек? Эта мысль всегда занимала творческих людей. Художникс кистью и карандашом, писательс пером и ручкой ищут ответ на этот вопрос. Попытался найти его и человек с фотоаппаратомфотохудожник Павел Кривцов. Он предложил свое видение русского человекачерез снимок, через запечатленный момент ушедшего в прошлое мгновения.

 

Первые шаги

Откуда было взяться такому удиви­тельному дару в мальчике из белгород­ского села Рождественка? Все началось с детских лет, а они пришлись на нелегкое время. Павел Кривцов родился 23 октября 1943 года, спустя три месяца после знаме­нитого танкового сражения на Прохоров-ском поле. Павел Кривцов-старший так и не узнал, что у него родился сын — к тому времени он погиб в бою под украинским городом Сумы.

Но время и место сами определили бу­дущую жизнь мальчика. Его первая меч­та — стать охотником или геологом. Долго с мамой собирали рубли на ружье. Од­нажды в Рождественку приехали геологи с буровыми вышками. Один из них показал местной детворе в своей палатке фото­аппаратуру, настоящую — у него было ее полно. Маленький Паша заинтересовался, даже загорелся вдруг купить фотоаппарат. Мама заняла сорок рублей, купили «Сме-ну-2» и пару пленок. С тех пор Павел стал снимать.

Фотографическую деятельность Крив­цов бурно развернул уже в Белгороде, где учился в восьмом классе в интернате. Школьная жизнь не оставляла его равно­душным. Например, однажды он сфото­графировал мальчика со скрипкой. Но вы­шел казус: «моделью» оказался двоечник. Из школы тогда позвонили в редакцию, автора поначалу поругали крепко, а потом вдруг предложили приносить еще снимки. Так уже в девятом классе Кривцов-школь­ник стал собкором молодежной газеты «Ленинская смена». И началась интерес­ная жизнь — летом ездил снимать соревно­вания, подружился с ребятами из район­ной газеты — поехал с ними в колхозы на съемку. Столько людей вокруг!

Признание

В армии продолжал заниматься фото­графией. Позже окончил отделение жур­налистики филологического факультета Воронежского государственного универси­тета. В 1966 году Кривцова взяли в штат «Ленинской смены». В ней он проработал Дар СВЫШв до 1981 года. Помимо этого участвовал в выставках, организовывал фотоклуб, соз­давал городскую фотовитрину.

В 1981 году ему пришло приглаше­ние из Москвы, и Кривцов стал работать в газете «Советская Россия», журналах «Огонек» и «Слово». Павел Павлович становится участником многих всесоюз­ных и международных выставок и конкур­сов, награждается золотыми медалями «Интерпрессфото». Наконец он — лауреат премии Союза журналистов СССР, между­народной премии им. М. Шолохова, член Союза фотохудожников России. Ему при­сваивают звание «Мастер международной фотографии». Кривцов является автором фотоальбомов «Русский человек. Век XX», «Ангел вострубил», «За трудовую до­блесть», «Святая Русь», «Светопись Свя­того Белогорья».

Его работы неоднократно награждались международными призами. Например, снимок «Грустный праздник», сделанный в психиатрической больнице им. Кащенко, принес Кривцову престижный междуна­родный фотографический приз «Золотой глаз» WorldPressFoto в Голландии. Он был опубликован в 1988 году в журнале «Ого­нек». Полное название — «Повседневная жизнь. Из серии «Грустный праздник». У фотографии есть своя история, которую рассказал сам Павел Павлович: «Мне по­ручили сделать серию снимков о том, как люди разных конфессий помогают больным. Таким образом я снимал бап­тистов в психбольнице. Когда напечатал свой репортаж, ко мне приехал главный врач Юрий Козырев. Я ему подарил не­сколько журналов, он их полистал, посмо­трел и сказал: «Слушай, а мне нравится, как ты снимаешь. Хочешь, я тебе первому в истории разрешу снять нашу больницу?». Конечно, я согласился! Две недели каждый день ездил в больницу, как на работу. Этот снимок человека в колпаке был сделан 31 декабря, когда в больнице отмечали Новый год. Больные шили себе костюмы, делали украшения. Фотография получила в Голландии награду. Хотя я посылал весь очерк, они выдернули только это фото. Но что такое снимок — это символ. А ка­кой же здесь символ? Что мы все дураки? В очерке же — страдания, сочувствие».

Дар свыше

Искусство художника Павла Кривцо­ва необыкновенно. Но путь к мастерству складывался непросто. Нужно было выра­ботать свой индивидуальный фотопочерк, который введет зрителя в мир образного мышления автора. Осваивая фотогра­фию, осваиваешь огромные возможности. Тут нужно постичь мир человека, загля­нуть ему в глаза, в душу. Сам художник говорит: «Чтобы прикоснуться к внутрен­нему миру человека, нужно напрячься, по­мучиться. Так что фотография для меня -способ познания мира и человека. Но без мук, без напряжения не сочинишь песню. То, что легко делается, легко воспринима­ется».

Фотографии Кривцова всегда черно-белые, и это их замечательная особен­ность. Конечно, в 1960-е годы, когда он только начинал заниматься фотографией, о цвете речи быть не могло. Все фото­графы учились черно-белой фотографии. Но потом пришло осознание, что это его единственный путь. По внутреннему вос­приятию Кривцов всегда был склонен к аскетизму, и в изобразительном плане тоже. По его мнению, в черно-белой фото­графии можно выразить больше и глубже, чем в цветной. Он любит ее за строгость, психологичность, глубину.

Вглядитесь в два фотоснимка под на­званием «Боевые подруги», сделанные Кривцовым в 1982 и 2001 годах. Первый раз он сфотографировал ветеранов вой­ны Анну Чекрыгину, Веру Сафронову и Нину Муравецкую в Старом Осколе. Про­сто усадил трех старушек под их же фото­графией 1945 года. На ней они в Праге — молодые, счастливые и безумно красивые санитарки. Война закончилась! Домой! В родной поселок — птичницами. Ими всю жизнь и проработали. Снимок опублико­вали в газете «Советская Россия». На вто­рой фотографии 2001 года уже нет Анны Чекрыгиной. Только розочка… Один кор­респондент позвонил Кривцову с идеей: давайте дополним ваш диптих еще одним снимком? Очень хотелось верить, что они еще живы. Хотя бы одна. Павел Павлович выслушал и робко сказал: «Это диптих. Два снимка. Я с помощью фотографии по­пытался передать временной отрезок в 55 лет. Не надо ничего дополнять».

Он прав. Фотографий всего ДВЕ. И в них все наше отношение к войне, как оно менялось от парадных портретов до реальных фотографий. Продолжение же этих снимков — фотофиниш со смертель­ным исходом. И уж точно не искусство фотографии, а хронометрия. Дополнить и невозможно — до 2012 года из трех геро­инь не дожил никто.

Павлу Павловичу всегда был интере­сен человек — доярка, тракторист, ученый, строитель…Чем больше общаешься с человеком, тем более начинаешь пони­мать, что это отдельный мир, целый кос­мос. Когда Кривцов работал в «Советской России» в Москве, вел фотодневники и фотолетописи, например, фотолетопись «Завод в моей судьбе». Он тогда ездил в Липецк полтора года. В каждом номере давал по несколько снимков. Многих на заводе уже хорошо знал, со многими подружился. На снимках рассказывал о важных для них событиях, не только по­вседневной жизни, но о свадьбах, рож­дениях детей… Или вот рассказ об от­дельной судьбе — был такой белгородский поэт — пастух Владимир Михалев. Крив­цов поехал к нему, пожил пару дней в его большой семье, где было восемь детей. В итоге фотоочерк опубликовал вместе со стихами Михалева.

Вот так за каждым снимком стоит от­дельная личность. Он не просто фото­графирует своих героев, он их изучает, стараясь проникнуть в самую суть их ми­роощущения, отношения к жизни. Каждый раз Павел Кривцов ищет, чем красива душа человека, а найдя, влюбляется в него, гордится им. «Просто надо уметь рас­твориться в человеке, отказаться от себя, стать «нищим». Есть такое евангельское понятие — нищие духом. Это люди, жаж­дущие любви Божьей. Так и здесь, чтобы проникнуться человеком, надо в какой-то степени отказаться от себя. То есть взгля­нуть на мир его глазами, понять, чем он живет, что его волнует. Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафраг­ме. Я растворяюсь в событии — в счастье, любви или горе. Почему-то считается, что фото — это техническая вещь. А это пода­рок от Господа — возможность запечатлеть светом», — говорит Павел Павлович.

Феномен Кривцова — в честном отра­жении действия, момента человеческой души. Сам же он говорит: «Я ведь не про­сто фотографировал, я ставил себе зада­чи серьезные — сделать интересный сни­мок, в котором был бы свой почерк, идея, или даже, если хотите, открытие. Хоро­ший снимок, прежде всего, обращает на себя внимание тем, что в нем есть образ».

Маргарита ТЕРЁХИНА, библиограф отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки

Фото из личного архива Павла Кривцова

 

Exit mobile version