Борозда памяти Станислава Косенкова

Борозда памяти Станислава Косенкова

Вспоминая великого художника

11 октября этого года Станиславу Степановичу Косенкову, выдающемуся художнику-графику, могло бы исполниться 77 лет. Хотя отмерено судьбой ему было, как оказалось, всего 52 года.

 

Во второй гимназии города Белгоро­да находится постоянно действующая выставка авторских графических эстам­пов, активно работает актив по изуче­нию творчества С.С. Косенкова. В июне с группой учащихся этой школы и некото­рыми членами белгородской организации Союза художников я провёл экскурсию по местам, где родился и жил Слава Ко­сенков до поступления в Курское художе­ственное училище. Мне, как другу Косен­кова, было поручено провести экскурсию по этому маршруту и остановиться в род­ном для художника селе Рождественка, в котором сохранился дом великого русско­го художника. «Танковое Прохоровское поле» находится чуть более чем в десяти километрах оттуда, и события великой битвы захватывали и его родное село.

Тема войны в творчестве художника Станислава Степановича Косенкова во многом — часть его личной биографии. Ровесник первого года, он родился 11 ок­тября 1941 году, через три месяца после ухода отца на фронт. Отец его пропал без вести в первый месяц войны.Через три­надцать дней после рождения в Белгород вошли немецко-фашистские войска.

Детские впечатления у него были свя­заны с первыми послевоенными годами. Именно в это время появились у него ощущения потери отца, неустроенности послевоенного быта, чувство голода в 1947-м. Эти годы стали временем открытий окружающего его мира в родном селе Рождественка, а также соседнем селе Непхаево и станции Сажное, через кото­рую уходила железная дорога в большой мир.

Став известным художником и при­знанным мастером, он неоднократно воз­вращался в своих работах к теме начала войны. Это такие работы, как «22 июня 1941 год, Утро» из серии «Прохоровское поле», цветная линогравюра, 1984 г., «У калитки. Ожидание» из серии «Детство» цветная линогравюра, 1976 г., «Благосло­вение» нач. 1980-х годов, офорт, цветная линогравюра: «Светлой памяти отца Ко-сенкова Степана Егоровича, пропавшего без вести, посвящается» из серии «Па­мять» 1980 г.

Чувство микрокосмоса и макрокосмоса для Косенкова были органичны, в детских открытиях тех лет и в своих работах он всегда находил баланс между внутренним и внешним миром, что можно увидеть в серии его работ «Детство». В своём днев­нике 7 августа 1974 года Косенков писал: «Вчера был в Деревне Моего Детства. Она ещё глубже запала ко мне в Душу. Что это и как можно говорить об этом? У меня нет слов, я не могу говорить о самом искреннем в моей жизни. Были Простота, Простор и Ясность. Ясность и Простота вместе ходят». В его работах нет изо­бражения самой войны, а есть наивное детское восприятие трудностей с верой в будущее и обязательно с философским и мажорным продолжением жизни.

Работы Косенкова стали заметны уже на первых всероссийских выставках с начала 1970-х годов. Так московский ис­кусствовед О. Воронова в статье в жур­нале «Юность» (№ 12 1979 г.) писала: «Линогравюры Косенкова заметили сра­зу, несмотря на свою «простоту», они не потерялись среди виртуозных современ­ных техник. В чём дело? Думается, что в глубине и серьёзности чувства и мысли художника, в своеобразии его интона­ции, в самобытности героя. Рассказывая о мирном времени, он тоже стремится к непосредственному и ясному восприятию жизни, тоже старается говорить только о главном, основополагающем. О красоте и чуде жизни, о прекрасной своей любви к отчей деревне, к Родине, о невозможно­сти жить без неё».

Серия работ, выполненных в технике цветной линогравюры, «Прохоровское поле» стала не только символом образ­ного раскрытия этих событий на Белго-родчине для искусства России, но прежде всего проявлением жизни и непростого выживания населения на измученной во­йной земле-кормилице.

Учитывая ценность духовного содер­жания, заложенного в этих работах, 2 мая 2010 года в Прохоровке Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу митро­полит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс одно из произведе­ний Станислава Степановича — большую цветную линогравюру «Борозда памяти» из цикла «Прохоровское поле». В ней символично показано историческое на­следие русской памяти через образ ре­бёнка-одуванчика, повёрнутого в сторону хлеба насущного и вспаханного поля, из которого выходят, вывороченные плугом, фронтовые письма и фотографии воинов, отдавших жизнь на этой земле ради буду­щей жизни следующих поколений.

Первая книга, в которой Косенков ил­люстрировал события последних дней во­йны, была книга писателя Евгения Носова «Красное вино победы». В ней автор по­казал жизнь в госпитале раненых воинов. Каждый из них рассказывал свою историю ранения разной степени тяжести. Одного ранило в живот, другого в ногу, а третьему оторвало руки, но у каждого из них было ожидание полной победы над фашизмом. Салют победы не все дождались в этом госпитале, и пустая кровать с металли­ческими пружинами показывала, что оче­редной победитель главный салют в его жизни уже не увидит никогда.

Небольшая повесть Евгения Дубро­вина «В ожидании козы» раскрывает со­бытия первых не лёгких и голодных по­слевоенных лет. Двое подростков, не знавших отца, росли у матери, которая трудилась из последних сил, чтобы про­кормить детей, а они жили своей захваты­вающей уличной жизнью. Нашёлся отец, как он себя называл, но мальчишки ему не верили и продолжали жить прежни­ми осколками войны. Чтобы прокормить такую семью, родители ушли в далёкое село купить козу, но голодные подростки их не дождались. Из двоих детей вырос один, другой погиб почти сразу после ухо­да родителей. Автор пишет: «…в те годы многие уходили купить козу, а позже нахо­дили их убитыми в лесу». Иллюстрирует Косенков этот рассказ на примере окна сельского домика, где в одном случае оно жилое и из него выглядывает маль­чик, а перед окном цветет цветок мальва — символ мира и тёплой памяти детства. В следующей иллюстрации другое окно, на котором черный силуэт матери на треснувшем стекле. Последняя иллюстрация символизирует память домашнего очага, сгоревшего на пригорке дома на фоне вы­сокого и синего неба.

К циклу иллюстраций к поэзии Алексея Прасолова «Жизнь прожить» Станислав Косенков записал в своём дневнике: «Вот повод сделать книгу своей жизни, никак не унижая этим Прасолова, просто ставя себя с ним на один уровень и рисуя не кар­тинки к тексту, а то, что чувствуешь всеми фибрами своей души». Эти произведения он выполнил, будучи уже зрелым масте­ром, признанным в России и за рубежом. В философии этих работ обязательно есть корни предков, живших на его зем­ле, но эти корни обрублены войной или просто ушедшими когда-то из жизни про­стыми тружениками. Память о них живёт в пашне, полях, белгородских меловых хол­мах, тусклых фотокарточках, висящих над всем этим в небе и накрытых рушниками по принятой когда-то традиции.

Внешняя простота в этих рисунках только дополняет и глубже раскрывает мысль художника. Они посвящены по­слевоенному выживанию и становлению жизни, в которой многое автобиографич­но для самого Косенкова.

Работы художника экспонируются и хранятся в ведущих музеях страны, в том числе и в Белгородском государственном художественном музее. А также в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музеях Достоевского, Лескова и других. Создан и активно работает му­зей-мастерская Станислава Степановича Косенкова, где он создавал свои произ­ведения. Проводится большая работа по пропаганде и раскрытию его творчества. Активная работа ведётся в Пушкинской библиотеке, созданной им в последние годы жизни, там также хранятся и посто­янно экспонируются его работы. Важным событием в мае 2015 года стало открытие в гимназии №2 города Белгорода музея С.С. Косенкова с его подлинными работа­ми, в том числе графический лист «Безот­цовщина». В нем Косенков простыми гра­фическими средствами показал трагедию детей, потерявших отцов. Стоящие боси­ком на пеньках дети, одетые в отцовскую и большую для них одежду, смотрят на нас, стоят и ждут своих отцов.

Станислав Косенков в своих работах показал всей России, как на Белгородчи-не жили дети, простые труженики, моло­дые и старые люди, верившие в лучшее будущее нашей Родины.

Виктор ИВАНЧИХИН, научный сотрудник Пушкинского музея-библиотеки

Фото из архива музея, рисунок Бориса Ечина

Exit mobile version