Вспоминая великого художника
> 11 октября этого года Станиславу Степановичу Косенкову, выдающемуся художнику-графику, могло бы исполниться 77 лет. Хотя отмерено судьбой ему было, как оказалось, всего 52 года.
Во второй гимназии города Белгорода находится постоянно действующая выставка авторских графических эстампов, активно работает актив по изучению творчества С.С. Косенкова. В июне с группой учащихся этой школы и некоторыми членами белгородской организации Союза художников я провёл экскурсию по местам, где родился и жил Слава Косенков до поступления в Курское художественное училище. Мне, как другу Косенкова, было поручено провести экскурсию по этому маршруту и остановиться в родном для художника селе Рождественка, в котором сохранился дом великого русского художника. «Танковое Прохоровское поле» находится чуть более чем в десяти километрах оттуда, и события великой битвы захватывали и его родное село.
Тема войны в творчестве художника Станислава Степановича Косенкова во многом — часть его личной биографии. Ровесник первого года, он родился 11 октября 1941 году, через три месяца после ухода отца на фронт. Отец его пропал без вести в первый месяц войны.Через тринадцать дней после рождения в Белгород вошли немецко-фашистские войска.
Детские впечатления у него были связаны с первыми послевоенными годами. Именно в это время появились у него ощущения потери отца, неустроенности послевоенного быта, чувство голода в 1947-м. Эти годы стали временем открытий окружающего его мира в родном селе Рождественка, а также соседнем селе Непхаево и станции Сажное, через которую уходила железная дорога в большой мир.
Став известным художником и признанным мастером, он неоднократно возвращался в своих работах к теме начала войны. Это такие работы, как «22 июня 1941 год, Утро» из серии «Прохоровское поле», цветная линогравюра, 1984 г., «У калитки. Ожидание» из серии «Детство» цветная линогравюра, 1976 г., «Благословение» нач. 1980-х годов, офорт, цветная линогравюра: «Светлой памяти отца Ко-сенкова Степана Егоровича, пропавшего без вести, посвящается» из серии «Память» 1980 г.
Чувство микрокосмоса и макрокосмоса для Косенкова были органичны, в детских открытиях тех лет и в своих работах он всегда находил баланс между внутренним и внешним миром, что можно увидеть в серии его работ «Детство». В своём дневнике 7 августа 1974 года Косенков писал: «Вчера был в Деревне Моего Детства. Она ещё глубже запала ко мне в Душу. Что это и как можно говорить об этом? У меня нет слов, я не могу говорить о самом искреннем в моей жизни. Были Простота, Простор и Ясность. Ясность и Простота вместе ходят». В его работах нет изображения самой войны, а есть наивное детское восприятие трудностей с верой в будущее и обязательно с философским и мажорным продолжением жизни.
Работы Косенкова стали заметны уже на первых всероссийских выставках с начала 1970-х годов. Так московский искусствовед О. Воронова в статье в журнале «Юность» (№ 12 1979 г.) писала: «Линогравюры Косенкова заметили сразу, несмотря на свою «простоту», они не потерялись среди виртуозных современных техник. В чём дело? Думается, что в глубине и серьёзности чувства и мысли художника, в своеобразии его интонации, в самобытности героя. Рассказывая о мирном времени, он тоже стремится к непосредственному и ясному восприятию жизни, тоже старается говорить только о главном, основополагающем. О красоте и чуде жизни, о прекрасной своей любви к отчей деревне, к Родине, о невозможности жить без неё».
Серия работ, выполненных в технике цветной линогравюры, «Прохоровское поле» стала не только символом образного раскрытия этих событий на Белго-родчине для искусства России, но прежде всего проявлением жизни и непростого выживания населения на измученной войной земле-кормилице.
Учитывая ценность духовного содержания, заложенного в этих работах, 2 мая 2010 года в Прохоровке Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс одно из произведений Станислава Степановича — большую цветную линогравюру «Борозда памяти» из цикла «Прохоровское поле». В ней символично показано историческое наследие русской памяти через образ ребёнка-одуванчика, повёрнутого в сторону хлеба насущного и вспаханного поля, из которого выходят, вывороченные плугом, фронтовые письма и фотографии воинов, отдавших жизнь на этой земле ради будущей жизни следующих поколений.
Первая книга, в которой Косенков иллюстрировал события последних дней войны, была книга писателя Евгения Носова «Красное вино победы». В ней автор показал жизнь в госпитале раненых воинов. Каждый из них рассказывал свою историю ранения разной степени тяжести. Одного ранило в живот, другого в ногу, а третьему оторвало руки, но у каждого из них было ожидание полной победы над фашизмом. Салют победы не все дождались в этом госпитале, и пустая кровать с металлическими пружинами показывала, что очередной победитель главный салют в его жизни уже не увидит никогда.
Небольшая повесть Евгения Дубровина «В ожидании козы» раскрывает события первых не лёгких и голодных послевоенных лет. Двое подростков, не знавших отца, росли у матери, которая трудилась из последних сил, чтобы прокормить детей, а они жили своей захватывающей уличной жизнью. Нашёлся отец, как он себя называл, но мальчишки ему не верили и продолжали жить прежними осколками войны. Чтобы прокормить такую семью, родители ушли в далёкое село купить козу, но голодные подростки их не дождались. Из двоих детей вырос один, другой погиб почти сразу после ухода родителей. Автор пишет: «…в те годы многие уходили купить козу, а позже находили их убитыми в лесу». Иллюстрирует Косенков этот рассказ на примере окна сельского домика, где в одном случае оно жилое и из него выглядывает мальчик, а перед окном цветет цветок мальва — символ мира и тёплой памяти детства. В следующей иллюстрации другое окно, на котором черный силуэт матери на треснувшем стекле. Последняя иллюстрация символизирует память домашнего очага, сгоревшего на пригорке дома на фоне высокого и синего неба.
К циклу иллюстраций к поэзии Алексея Прасолова «Жизнь прожить» Станислав Косенков записал в своём дневнике: «Вот повод сделать книгу своей жизни, никак не унижая этим Прасолова, просто ставя себя с ним на один уровень и рисуя не картинки к тексту, а то, что чувствуешь всеми фибрами своей души». Эти произведения он выполнил, будучи уже зрелым мастером, признанным в России и за рубежом. В философии этих работ обязательно есть корни предков, живших на его земле, но эти корни обрублены войной или просто ушедшими когда-то из жизни простыми тружениками. Память о них живёт в пашне, полях, белгородских меловых холмах, тусклых фотокарточках, висящих над всем этим в небе и накрытых рушниками по принятой когда-то традиции.
Внешняя простота в этих рисунках только дополняет и глубже раскрывает мысль художника. Они посвящены послевоенному выживанию и становлению жизни, в которой многое автобиографично для самого Косенкова.
Работы художника экспонируются и хранятся в ведущих музеях страны, в том числе и в Белгородском государственном художественном музее. А также в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музеях Достоевского, Лескова и других. Создан и активно работает музей-мастерская Станислава Степановича Косенкова, где он создавал свои произведения. Проводится большая работа по пропаганде и раскрытию его творчества. Активная работа ведётся в Пушкинской библиотеке, созданной им в последние годы жизни, там также хранятся и постоянно экспонируются его работы. Важным событием в мае 2015 года стало открытие в гимназии №2 города Белгорода музея С.С. Косенкова с его подлинными работами, в том числе графический лист «Безотцовщина». В нем Косенков простыми графическими средствами показал трагедию детей, потерявших отцов. Стоящие босиком на пеньках дети, одетые в отцовскую и большую для них одежду, смотрят на нас, стоят и ждут своих отцов.
Станислав Косенков в своих работах показал всей России, как на Белгородчи-не жили дети, простые труженики, молодые и старые люди, верившие в лучшее будущее нашей Родины.
Виктор ИВАНЧИХИН, научный сотрудник Пушкинского музея-библиотеки
Фото из архива музея, рисунок Бориса Ечина