Бороться с детьми? Вы проиграете!

У преподавателя Шуховского лицея — свои секреты

> Молодая учительница русского языка и литературы, вчерашняя выпускница вуза, шла на свой первый урок. Волновалась? Не то слово! Но она и предположить не могла, что восьмиклассники, которых в глаза еще не видела, решили проверить ее на стрессоустойчивость…

Наталья Зюзюкина, педагог Шуховского лицея с 22-летним стажем, сейчас с улыбкой вспоминает о том эпизоде профессиональной карьеры. И без того натянутые нервы сжались в прочный комок, когда, осторожно приоткрыв дверь школьного кабинета, перешагнула его порог в надежде сеять разумное, доброе, вечное. Однако, увидев ребят, не сразу поняла, что происходит: они все без исключения встретили своего преподавателя стоя. На стульях. На робкое предложение присесть никто не отреагировал. Кто на новенькую? Мы — на новенькую!

«Протест» принят, подумала Наталья Васильевна и…начала урок. Великий и могучий русский язык во всем его богатстве и многообразии оказал на школьников магическое воздействие: мальчишки и девчонки, слушая увлекательный рассказ об истории слова, один за другим садились за парты. К концу урока, правда, в положении стоя все-таки остались самые выносливые, но по их взглядам было понятно, что проверку молодая учительница прошла с блеском. Кто теперь на новенькую? Ваша взяла, Наталья Васильевна.

Они очень быстро подружились. Спустя много лет ребята из того восьмого класса приходят к ней в гости, вспоминают школьные годы, делятся своими достижениями, показывают семейные фотографии. Наталья Зюзюкина гордится ими и радуется и успехам. Она, в общем, гордится всеми своими учениками, которых за 22 года было достаточное количество, потому что, как сама признается, на жизненном пути встречала только хороших людей. Школа — второй ее дом, куда она приходит с удовольствием, коллеги — дружная семья, где ей невероятно комфортно, дети — лучшие на свете и в каждого старается вложить частичку себя.

Между прочим, после окончания школы Наталья поступила не в пединститут, а в Курское фармацевтическое училище (сейчас медико-фармацевтический колледж).

Отец девушки считал, что профессия медика подойдет дочери идеально, однако обстоятельства сложились так, что она была вынуждена забрать документы, про учившись здесь недолгое время. Конечно, не жалела! Конечно, с радостью поступила в БелГУ — ведь о профессии учителя мечтала давно.

Золотая медалистка имела право сдать всего один экзамен. Строгий экзаменатор, талантливый педагог Людмила Петровна Соломахина, внимая бойким ответам смышленой абитуриентки, довольно кивала головой и готовилась выслушать в ее исполнении стихотворение Александра Блока, но… Наташа, к стыду своему, не знала его наизусть. Кто на новенькую? Блок на новенькую! И Соломахина вдобавок! Девушка не растерялась и предложила прочитать «Смычок и струны» Иннокентия Анненского. Людмила Петровна согласилась.

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны…

Пять баллов! Наталья поступила в университет, где с усердием изучала азы педагогики, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, чтобы стать для детей одним из проводников в богатый мир родного языка. «Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? Довольно?..» И скрипка отвечала да…» Наталья Васильевна до сих пор с благодарностью вспоминает Людмилу Соломахину, позволившую окунуться в любимую профессию и давшую шанс изменить жизнь.

Дети требуют к себе глубокого, вдумчивого отношения, поэтому, чтобы быть для них интересной, полезной, важно найти общий язык. Наталья Васильевна прекрасно понимает это.

— Ни в коем случае не пытайтесь бороться с подростками, если хотите добиться результатов, потому что вы однозначно проиграете такую битву, — убеждена моя собеседница. — Будьте с ними на одной волне, научитесь разговаривать о том, что привлекает именно их. Они ведь мир видят несколько иначе, взрослому нужно лишь иногда тоже смотреть на него глазами ребенка.

Современная молодежь мало читает? Чушь! Они читают столько, что нам и не снилось. Да, не всегда это та литература, о которой им рассказывают в школе, но они читают! Юноши и девушки не умеют думать и анализировать? Еще как умеют! Отличить белое от черного, хорошее — от плохого наши

юные гении способны, просто уровень понимания и вовлеченности в предлагаемые темы часто зависит от того, как преподадут им эти уроки взрослые. Наталья Васильевна, например, убеждает своих учеников в том, что они абсолютно все знают датский язык. Как бы не так, спорят школьники, улыбаясь и догадываясь о том, что учитель задумал что-то «неладное». Как зовут героя сказки Андерсена, открывавшего зонтики? Ну кто ж его не знает — Оле Лукойе! А как с датского переводится Лукойе? Действительно — как? Закрой глаза (или спать пора)! Начало изучению датского положено, заодно — прочтению литературного произведения. И подобных схем работы в арсенале Натальи Зюзюкиной — множество.

Три черты хорошего учителя, по мнению героини, — любить детей, уметь видеть свой предмет и идти в ногу со временем. Она неукоснительно следует этим профессиональным заповедям, а школьники, чувствуя заботу и внимание к себе, отвечают ей взаимностью. Один из ее выпускников, поступивший в петербургский вуз, написал ей однажды в социальной сети о том, что добрался, наконец, до памятника Анне Ахматовой, вспомнил об уроках литературы, которые преподавала ему Наталья Васильевна, и поблагодарил за то, что когда-то открыла для него огромный мир.

Впрочем, на уроках она рассказывает своим детям не только о русском языке и литературе. Главное, чему учит, — быть человеком. Ведь жизнь еще не раз устроит им экзамены на стрессоустойчивость, и остаться после них человеком — самая важная и почетная грамота, освоить которую сложнее. А правописание — дело наживное.

Владимир ВЛАДОВ

 

Exit mobile version