> Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС.
В конце августа текущего года мы приобрели сыну смартфон, который оказался со скрытым дефектом. Устройство сильно нагревалось и автоматически отключалось. Мы обратились 10 сентября в салон с просьбой обменять товар либо вернуть деньги. Продавец нам отказал, предложив только сервисное обслуживание. Правомерны ли действия продавца?
Семья КУЗНЕЦЕВЫХ
ОТВЕТ. Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
— замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула),
— замены на такой же товар другой марки (моделей, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,
— соразмерного уменьшения покупной цены,
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В отношении технически сложных товаров, в группу которых входит смартфон, потребитель в течение 15 дней со дня покупки, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы или же предъявить требование о его замене. По истечении упомянутого срока перечисленные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара,
— нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (45 дней),
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения различных недостатков.
В случае, если бы вы обратились к продавцу с жалобой на поломку смартфона в 15-дневный срок с момента покупки, то были бы вправе потребовать возврата денежных средств. В вашем случае действия продавца правомерны. При этом можно воспользоваться правом потребовать возврата денежных средств, если за 45 дней телефон не отремонтируют, а также воспользоваться правом, закрепленным в ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно: «…в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, который обладает теми же основными потребительскими свойствами». На основании ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за невыполнение (задержку выполнения) данного требования продавец, допустивший нарушение, обязан выплатить неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
ВОПРОС.
Купила карту памяти для мобильного телефона. Через месяц телефон перестал ее «видеть». Продавец заявил, что гарантийный срок на карту памяти составляет всего две недели. В службе технической поддержки фирмы-производителя сообщили: гарантия распространяется на 24 месяца. Мне, судя по всему, продали подделку. Что делать?
СВЕТЛАНА
ОТВЕТ. Вам следует обратиться в место покупки с претензией, в которой изложить требование о возврате денежных средств за товар, который был продан со скрытым производственным недостатком. В заявлении необходимо упомянуть информацию, полученную в центре технической поддержки фирмы-изготовителя. В случае возникновения спора с продавцом о причинах возникновения недостатка требуйте проведение независимой экспертизы не только на наличие дефекта, но также и на происхождение карты памяти.
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно — с 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1), тел.: горячая линия — 32-42-39
телефон доверия — 32-44-21
единая общественная приемная — 32-31-84