От «Волги» до «Победы» один шаг

От «Волги» до «Победы» один шаг

Владимир Лупенко меняет машины, как перчатки

> Утром он может выехать из дома на белоснежной «Волге» (ГАЗ-21), вернувшись к обеду, — пересесть на строгий ЗИМ-12, а вечером отправиться по делам на черной «Волге» такой же модели.

В личном гараже белгородца — авто давно минувших дней: его украшают еще и легендарная «Победа», знаменитые со­ветские внедорожники ГАЗ-69 и ГАЗ-469, а также тяжелый мотоцикл К-750.

Насладиться силой и мощью отечествен­ного автопрома Владимир Васильевич предложил в реальных условиях дорожного движения. «Победа» нуждается в покраске, на «Волге» я уже ездил, а в шестиместном представительском седане 1951 года вы­пуска даже сидеть не приходилось. Кстати, просто посидеть, не обязательно за рулем, в этом роскошном ЗИМе — удовольствие несравненное. Заботливыми руками хо­зяина салон, вплоть до мелочей, отделан со вкусом и в четком соответствии с тем, как он выглядел, когда сошел с конвейера Горьковского автозавода. Двигатель и все комплектующие — тоже «родные», как гово­рят водители. Руль — отдельная песня. Не­привычно большой, чем-то напоминающий корабельный штурвал, но, тем не менее, вызывающий уважение хотя бы из-за раз­меров и возраста. Гидроусилитель? Нет, этот руль не слышал о нем.

Машина завелась мгновенно и, громко заурчав, тронулась со двора в путь. Мед­ленно разгоняясь по широкой Богданке, Владимир Лупенко, ловко перестраиваясь из ряда в ряд, с гордостью ловил на себе удивленные взгляды других участников движения. Трудно было представить, что когда-то в этой служебной машине езди­ли представители советской партийной и правительственной номенклатуры — на уровне заместителя министра, секрета­ря обкома, заместителя председателя облисполкома. Известно, что в редких случаях ЗИМ (впоследствии ГАЗ-12) про­давался и в личное пользование. Всего с 1949 по 1959 годы было выпущено 21527 экземпляров. И в одном из них мы ехали неделю назад по белгородским улицам! Владимир Васильевич — за рулем, я с вы­соко поднятой головой — на месте (так уж и быть) секретаря обкома. Поистине да здравствует созданный волей народов ве­ликий могучий двенадцатый ЗИМ…

Интерес к технике у него появился в дет­стве. С трудом накопленные карманные деньги школьник тратил на покупку мото­циклов и мопедов в разобранном виде, за­ново их собирал, а потом на зависть ровес­никам с ветерком гонял по улицам. Никто не учил: куда девается искра в славном се­мействе двигателей внутреннего сгорания, Володя узнавал самостоятельно методом пресловутого тыка. Позже к нему обраща­лись взрослые владельцы мотоциклов с просьбами устранить какие-либо неисправ­ности. Он охотно брался за дело и успешно выполнял.

В 1983 году Владимир, имея в собствен­ности «Жигули» 13-й модели, купил поде­ржанную «Волгу» — ГАЗ-24. Не «Жигули» надоели — «Волгу» захотел переделать в ГАЗ-2410. И переделал. А на полную мощь жилка реставратора забурлила в нем несколько лет назад, когда увидел в Интернете объявление о продаже ГАЗ-21. Появилась мечта: выкрасить ее в белый цвет, надеть белоснежный костюм и с ло­ском прокатиться по улицам Белого города. Владимир Васильевич незамедлительно отправился в Запорожье за автомобилем и приехал на нем в Белгород своим ходом. Машина все-таки нуждалась в объемном ремонте, и начался долгий поиск «родных» запчастей. Но каков же был восторг авто­любителя, когда он, спустя время, повернул ключ в замке зажигания и поехал навстречу мечте — на белой машине в белом костюме.

В 2015 году, бороздя просторы Всемир­ной паутины, Лупенко вдруг застыл: на него смотрел тот самый ЗИМ черного цвета. К поискам ретромашин тогда с удоволь­ствием подключилась подрастающая дочь Владимира Варя. Девочка разделяла увле­чение отца и часто помогала ему в гараже, когда тот занимался ремонтом. Автомобиль всколыхнул обоих, и глава семьи опять от­правился в дорогу — в Казань. Приехать об­ратно своим ходом в этот раз было нере­ально: машина находилась в разобранном виде, поэтому Владимир Васильевич вез ее на эвакуаторе. Почти два года ушло на пол­ное восстановление двухтонного седана, и когда ключ в замке зажигания, наконец, оживил двигатель, в душе вновь заиграла та самая песня. В первую поездку на ЗИМе по городу он надел черный костюм, а место секретаря обкома по праву заняла его лю­бимая помощница Варенька.

— Папа иногда привозил меня в школу на «Волге», — рассказывала она с улыбкой. — И, честно говоря, мне было неловко садиться в эту машину и выходить из нее в присут­ствии одноклассников — она казалась мне слишком несовременной.  Но когда папа возит меня на ЗИМе, я просто таю. И мои друзья — тоже.

Кстати, именно дочери достанется эта шестиметровая красавица после дости­жения девочкой совершеннолетия, белая «Волга» перейдет в пользование старшему сыну, ГАЗ-69 — внуку Тимуру. Раритетное автомобильное хозяйство останется в тес­ном семейном кругу.

— Почему занимаюсь реставрацией старых отечественных машин? — переспросил Владимир Васильевич в конце встречи. -Удовольствия ради. Когда вожусь с оче­редной машиной, меня из гаража вытащить невозможно. А еще приятно осознавать, что эти модели — наше достояние и память, относиться к которой следует бережно.

Сейчас предмет его хлопот — легендар­ная «Победа» 1955 года выпуска. Весной следующего года, 9 Мая, она победоносно проедет по улицам города Первого салюта и, возможно, перевернет для юных потом­ков еще одну страницу героического про­шлого великой страны, знать которое обя­заны мы все. За рулем истории, конечно, будет Владимир Лупенко. До 100 км в час он разгонит ее, как в былые времена — за 46 секунд: для истории, согласитесь, это стре­мительный разгон.

Владимир ПИСАХОВ

Фото автора

 

Exit mobile version