Владимир Лупенко меняет машины, как перчатки
> Утром он может выехать из дома на белоснежной «Волге» (ГАЗ-21), вернувшись к обеду, — пересесть на строгий ЗИМ-12, а вечером отправиться по делам на черной «Волге» такой же модели.
В личном гараже белгородца — авто давно минувших дней: его украшают еще и легендарная «Победа», знаменитые советские внедорожники ГАЗ-69 и ГАЗ-469, а также тяжелый мотоцикл К-750.
Насладиться силой и мощью отечественного автопрома Владимир Васильевич предложил в реальных условиях дорожного движения. «Победа» нуждается в покраске, на «Волге» я уже ездил, а в шестиместном представительском седане 1951 года выпуска даже сидеть не приходилось. Кстати, просто посидеть, не обязательно за рулем, в этом роскошном ЗИМе — удовольствие несравненное. Заботливыми руками хозяина салон, вплоть до мелочей, отделан со вкусом и в четком соответствии с тем, как он выглядел, когда сошел с конвейера Горьковского автозавода. Двигатель и все комплектующие — тоже «родные», как говорят водители. Руль — отдельная песня. Непривычно большой, чем-то напоминающий корабельный штурвал, но, тем не менее, вызывающий уважение хотя бы из-за размеров и возраста. Гидроусилитель? Нет, этот руль не слышал о нем.
Машина завелась мгновенно и, громко заурчав, тронулась со двора в путь. Медленно разгоняясь по широкой Богданке, Владимир Лупенко, ловко перестраиваясь из ряда в ряд, с гордостью ловил на себе удивленные взгляды других участников движения. Трудно было представить, что когда-то в этой служебной машине ездили представители советской партийной и правительственной номенклатуры — на уровне заместителя министра, секретаря обкома, заместителя председателя облисполкома. Известно, что в редких случаях ЗИМ (впоследствии ГАЗ-12) продавался и в личное пользование. Всего с 1949 по 1959 годы было выпущено 21527 экземпляров. И в одном из них мы ехали неделю назад по белгородским улицам! Владимир Васильевич — за рулем, я с высоко поднятой головой — на месте (так уж и быть) секретаря обкома. Поистине да здравствует созданный волей народов великий могучий двенадцатый ЗИМ…
Интерес к технике у него появился в детстве. С трудом накопленные карманные деньги школьник тратил на покупку мотоциклов и мопедов в разобранном виде, заново их собирал, а потом на зависть ровесникам с ветерком гонял по улицам. Никто не учил: куда девается искра в славном семействе двигателей внутреннего сгорания, Володя узнавал самостоятельно методом пресловутого тыка. Позже к нему обращались взрослые владельцы мотоциклов с просьбами устранить какие-либо неисправности. Он охотно брался за дело и успешно выполнял.
В 1983 году Владимир, имея в собственности «Жигули» 13-й модели, купил подержанную «Волгу» — ГАЗ-24. Не «Жигули» надоели — «Волгу» захотел переделать в ГАЗ-2410. И переделал. А на полную мощь жилка реставратора забурлила в нем несколько лет назад, когда увидел в Интернете объявление о продаже ГАЗ-21. Появилась мечта: выкрасить ее в белый цвет, надеть белоснежный костюм и с лоском прокатиться по улицам Белого города. Владимир Васильевич незамедлительно отправился в Запорожье за автомобилем и приехал на нем в Белгород своим ходом. Машина все-таки нуждалась в объемном ремонте, и начался долгий поиск «родных» запчастей. Но каков же был восторг автолюбителя, когда он, спустя время, повернул ключ в замке зажигания и поехал навстречу мечте — на белой машине в белом костюме.
В 2015 году, бороздя просторы Всемирной паутины, Лупенко вдруг застыл: на него смотрел тот самый ЗИМ черного цвета. К поискам ретромашин тогда с удовольствием подключилась подрастающая дочь Владимира Варя. Девочка разделяла увлечение отца и часто помогала ему в гараже, когда тот занимался ремонтом. Автомобиль всколыхнул обоих, и глава семьи опять отправился в дорогу — в Казань. Приехать обратно своим ходом в этот раз было нереально: машина находилась в разобранном виде, поэтому Владимир Васильевич вез ее на эвакуаторе. Почти два года ушло на полное восстановление двухтонного седана, и когда ключ в замке зажигания, наконец, оживил двигатель, в душе вновь заиграла та самая песня. В первую поездку на ЗИМе по городу он надел черный костюм, а место секретаря обкома по праву заняла его любимая помощница Варенька.
— Папа иногда привозил меня в школу на «Волге», — рассказывала она с улыбкой. — И, честно говоря, мне было неловко садиться в эту машину и выходить из нее в присутствии одноклассников — она казалась мне слишком несовременной. Но когда папа возит меня на ЗИМе, я просто таю. И мои друзья — тоже.
Кстати, именно дочери достанется эта шестиметровая красавица после достижения девочкой совершеннолетия, белая «Волга» перейдет в пользование старшему сыну, ГАЗ-69 — внуку Тимуру. Раритетное автомобильное хозяйство останется в тесном семейном кругу.
— Почему занимаюсь реставрацией старых отечественных машин? — переспросил Владимир Васильевич в конце встречи. -Удовольствия ради. Когда вожусь с очередной машиной, меня из гаража вытащить невозможно. А еще приятно осознавать, что эти модели — наше достояние и память, относиться к которой следует бережно.
Сейчас предмет его хлопот — легендарная «Победа» 1955 года выпуска. Весной следующего года, 9 Мая, она победоносно проедет по улицам города Первого салюта и, возможно, перевернет для юных потомков еще одну страницу героического прошлого великой страны, знать которое обязаны мы все. За рулем истории, конечно, будет Владимир Лупенко. До 100 км в час он разгонит ее, как в былые времена — за 46 секунд: для истории, согласитесь, это стремительный разгон.
Владимир ПИСАХОВ
Фото автора